Какие организации после отмены КСК могут оказывать сервисные услуги, какая часть средств, оплачиваемых жильцами, уходит на это и могут ли управляющие заниматься обслуживанием? На эти вопросы krisha.kz ответил совладелец Бюллетеня собственника и предпринимателя ЖКХ, юрист Аркадий Рубцов.

— Выбор сервисной организации — наиболее важная цель для собственников. Она важнее даже, чем выбор формы управления: ОСИ (объединение собственников имущества), ПТ (простое товарищество) или управляющий. Нужно понимать, что они только управленцы. На их содержание уходит порядка 30 % от денег, которые ежемесячно платят собственники квартир. Контроль за их расходом будет осуществлять совет дома. А вот остальные 70 % средств, идущих на техническое обслуживание и эксплуатацию дома, могут остаться бесконтрольными, — пояснил юрист.

Ранее мы писали об отличиях ОСИ от ПТ и процедуре их оформления.

Закон запрещает председателю ОСИ/доверенному лицу ПТ/управляющему одновременно заниматься обслуживанием дома. То есть совместить эти функции, что могло бы дать экономию для жильцов, не получится.

Сервисные услуги — технический персонал в виде услуг электриков, сантехников, слесарей, дворников и других специалистов — по новому закону могут оказывать нынешние:
— потребительские кооперативы (ПК);
— кооперативы собственников квартир (КСК);
— потребительские кооперативы собственников квартир (ПКСК);
— товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО).

Сервисом в одном доме могут заниматься сразу несколько организаций: охрана, техобслуживание/поверка приборов учёта, видеонаблюдение и т. д. Главное, чтобы большим количеством услуг занимался самый крупный сервисник, который сможет нанять более мелких.

Высшим органом у ПК, ПКСК, КСК является общее собрание жильцов. Кооперативы функционируют на основе добровольности вступления и выхода, доступности информации об их деятельности. Собственники могут получать полную информацию о ходе работ по любому сервисному договору.

В свою очередь, ТОО является юрлицом и учреждается одним или несколькими лицами. В товариществе всё решают учредители, а проверки проводятся на основании действующего законодательства РК. Однако собственники квартир при заключении договоров с ТОО могут просить о проведении одностороннего аудита, предоставлении выписок по счетам или дополнительной информации за плату.

— На сервисную компанию ляжет большая ответственность, поэтому её работу нужно будет контролировать постоянно. Нельзя сказать, что все кооперативы работают хорошо, а товарищества — плохо. Везде могут быть недобросовестные исполнители, особенно при отсутствии должного контроля со стороны собственников. Поэтому к выбору сервисной организации нужно отнестись внимательно, — подытожил Рубцов.