Новая услуга обещает быть популярной: только за минувший год в Первое кредитное бюро — организацию, которая ведёт и хранит кредитные истории казахстанцев — поступило более 7 тысяч обращений с просьбой о предоставлении персонального кредитного отчёта, а за 8 месяцев 2013-го этот показатель уже превысил прошлогодний более чем в два раза.

— Если раньше для получения персонального отчёта граждане должны были обращаться в наш алматинский офис, то теперь, чтобы проверить свою кредитную историю им достаточно иметь под рукой компьютер с выходом в интернет. С конца августа на портале egov.kz запущена новая услуга — «Получение персонального кредитного отчёта», — сообщил на пресс-конференции в Астане генеральный директор Первого кредитного бюро Руслан Омаров.

Новый электронный продукт — результат работы специалистов Первого кредитного бюро и АО «Национальные информационные технологии».

Помимо компьютера, для удалённого получения услуги гражданину необходимо иметь платёжную карту любого казахстанского банка и электронную цифровую подпись.

Услуга находится в разделе сайта «Налоги и финансы», под рубрикой «Экономика и финансы». Подробнее о получении персонального кредитного отчёта можно узнать здесь. Также консультацию по этому вопросу можно получить у операторов контакт-центра, позвонив на короткий номер 1414.

— С момента подачи запроса до момента получения отчёта проходит в среднем от 4 до 15 минут, — уточнил исполняющий обязанности руководителя проекта Хайдар Айтуев.

Получить услугу бесплатно можно один раз в год, если в этот период ещё раз потребуется отчёт, придётся заплатить. Следует отметить, что такой подход полностью согласуется с пунктом 2 статьи 21 закона РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй».

— Стоимость повторного обращения составляет 500 тенге, из этой суммы 400 тенге — тариф кредитного бюро, 100 — комиссия банка за проведение оплаты через платёжный шлюз банка, — пояснил заместитель председателя правления АО «НИТ» Талгат Исмагамбетов.

Итак, что такое персональный кредитный отчёт? Это документ, в котором содержится информация о завершённых и действующих обязательствах физического лица перед банками и иными организациями, реализующими товары или услуги в кредит, а также сведения об исполнении им принятых на себя обязательств. Данная информация поступает в Первое кредитное бюро от банков второго уровня, лизинговых и иных компаний, предлагающих товары и услуги в рассрочку.

По словам руководителя бюро, на сегодняшний день в базе организации насчитывается 5 миллионов 700 тысяч кредитных историй, совокупно в них содержатся сведения о более чем 19 миллионов кредитных контрактов.

В списке компаний, предоставляющих информацию в бюро, насчитывается более 60 кредитных организаций, в числе которых все коммерческие банки Казахстана.

Как считают представители НИТ и ПКБ, кроме прочего новая электронная услуга поможет гражданам оперативно реагировать на мошеннические действия, совершаемые от их имени.

— К примеру, вы потеряли документы. Их нашли и воспользовались для получения кредита. Теперь об этом можно узнать до того, как к вам придут сотрудники банка. Запрашиваете отчёт, видите, что в нём содержатся сведения о кредите, который вы не брали, идёте в кредитную организацию и решаете возникшую проблему, — инструктирует Руслан Омаров.

В связи с этим, а также во избежание иных неприятных ситуаций, связанных с кредитами, разработчики рекомендуют казахстанцам хотя бы раз в год запрашивать данный документ.