Архитекторы: Проект дизайн-кода Алматы требует доработки

Архитекторы: Проект дизайн-кода Алматы требует доработки
Автор: Инна Пчелянская. | Фото: almaty.uaig.kz

Проект дизайн-кода Алматы необходимо корректировать. Власти города подходят к преобразованиям улиц и фасадов зданий без учёта индивидуальных особенностей и правил содержания. Такое мнение высказало экспертное сообщество Urban Forum Kazakhstan и подготовило пакет замечаний и рекомендаций по документу.

По их мнению, в разделе «Архитектурные и фасадные решения» нужно учесть следующие замечания:
— для каждого здания центральной зоны и некоторых отдельных не разработаны индивидуальные правила содержания;
— не прописан статус уникальных, ценных и исторических зданий, а также решения по ним;
— не указан вид лестниц, навесов, козырьков и т. п.;
— не учтён рельеф города;
— отсутствуют пандусы;
— не проработана проблема пристроек на первых этажах зданий;
— не разработаны и не прописаны нормы застройки и силуэты улиц (высота уличных фасадов, их структура, композиция, прозрачность, активность, проницаемость и т. п.);
— не учтена обязательно сохраняемая ширина пешеходных дорожек/тротуаров при размещении сезонных площадок перед зданиями;
— не определён статус наружных блоков кондиционеров, кабелей, решёток, труб, спутниковых антенн и прочих инженерных коммуникаций, установленных жильцами и эксплуатирующими организациями;
— непонятен вопрос отношения к новым или находящимся на стадии проекта зданиям (не прописан алгоритм взаимодействия с проектными организациями);
— не предложены решения по преображению фасадов панельных зданий, а также по восстановлению проектных кровельных конструкций зданий, включая установку снегозадержателей и
обогреваемых водостоков;
— не указана необходимость проведения капремонта построек.

— Нам хотелось бы понять, что именно будет включать в себя реконструкция жилых зданий: покраску фасада, демонтаж остеклённых балконов, замену всех окон на одинаковые и т. д.? Дело в том что самострой часто продиктован желанием горожан улучшить климатические показатели их жилища. Это необходимо принять во внимание и создать комплексный подход для решения обеих задач — создания не только единого уличного стиля, но и комфортных условий для проживания, — отметила архитектор Алтынай Иманбекова.

— В первую очередь предстоит решать проблему энергоэффективности. Теплопотери можно уменьшить с помощью слоя утеплителя, а затем выравнивания отделочным материалом, заменой окон  на однотипные с качественной теплоизоляцией. В части остекления балконов как вариант можно было бы предложить два решения — остеклённый балкон и открытый, но одного типа для каждой серии здания. Кондиционеры следует выводить во внутренний двор, т. к. размещение корзин для них не решает проблемы их хаотичного размещения на фасаде, — считают эксперты Роландас Ключинскас и Эльвира Бакубаева.

Что касается инженерно-транспортной инфраструктуры, то её включение в дизайн-код специалисты считают и вовсе не целесообразным.
— Непонятно включение новых видов велопарковок, притом что наиболее приемлемый их вариант уже изложен в принятом стандарте для Алматы. Также в разделе «Покрытие велодорожек» приведены два цвета, однако не описаны различия между ними и случаи их применения. В 2016-2017 гг. акиматом было принято решение по умолчанию использовать зелёный, но в проекте дизайн-кода дополнительно указан красный. Почему именно красный, в чём отличие от зелёного, и непонятно, на каком основании было принято такое решение, — комментирует эксперт в области транспортной системы Елена Ерзакович.

По её мнению, из дизайн-кода нужно убрать разделы «Парковки и пешеходные переходы» и «Остановочные комплексы». Первый — как не имеющий никакого отношения к предлагаемым стандартам, более того, по нему есть специальные нормы. Второй — из-за различий требований безопасности остановок на разных улицах, а дизайн-код может ограничить их вариации.

Также эксперты сетуют на непонятный статус самого дизайн-кода. Так, если это нормативный акт, то он должен быть связан с другими правовыми документами, регламентирующими архитектурную деятельность в Алматы (кодексы РК, Правила благоустройства города, СНиП РК, Стандарт организации улично-дорожного пространства Алматы и т. д.). Однако никаких комментариев и ссылок на нормативы в дизайн-коде нет.

В проекте документа эти моменты игнорируются, что ставит под вопрос его целесообразность из-за отсутствия системного видения. При разработке проекта дизайн-кода явно не проводилась не только работа по вовлечению заинтересованных сторон, но даже межведомственная координация и юридическая экспертиза, резюмируют эксперты Urban Forum.

Напомним, работу над дизайн-кодом Алматы власти города планируют закончить к концу 2019 года. В этом документе намечено разработать единые стандарты для зданий и улиц в историческом центре города.

Опубликовано 27 марта 2019 г., 14:51.
 

Другие новости

1
из
Krisha.kz
Избранное
Подать
Сообщения
Кабинет