Ажиотаж вокруг цен на недвижимость продолжает будоражить соотечественников. Еще в марте, впервые за несколько лет, некоторые эксперты стали поговаривать об их снижении, а затем и о крахе перегретого рынка.

В конце мая - начале июня, как и прогнозировалось, ценовая кривая пошла в минус. Рынок замер, сделки купли­продажи свелись к минимуму. А те, кто ждал падения цен как манну небесную, вздохнули с облегчением: "Свершилось!". Ленты новостей еженедельно фиксировали пусть маленькое, но снижение, вселяя надежду, что скоро хотя бы средний класс сможет покупать жилье.

Эйфория длилась недолго – в начале июля цены, по данным некоторых агентств недвижимости, вновь подскочили. Информационные агентства подхватили эту информацию. "Все это – инсинуации риэлторов", – говорят эксперты. Никаких намеков на очередной рост цен на жилье пока нет.

– Цены стоят, нет ни малейших поводов для повышения, – говорит директор департамента маркетинга ЦКН Нариман Туреханов. – Вторичная недвижимость вообще не покупается, элитное жилье повысилось в цене, но не так значительно, чтобы весь рынок среагировал. А последние новости о взлете – это лишь "подготовка" к осеннему сезону. Многим риэлторам очень хочется, чтобы цены вновь поднимались, а потому они пытаются сыграть на сознании населения, которое может своими действиями спровоцировать рост. По сути, это нечестная игра.

Судя по всему, казахстанцам, а особенно алматинцам и жителям столицы, пока рано бить тревогу и скупать квартиры и дома. В принципе же, динамику цен на 2007 год можно разбить на две стадии.

С января до конца марта – интенсивный рост. В этот промежуток времени цена еженедельно возрастала в среднем на 2,2 процента. Максимальный прирост пришелся на вторую неделю февраля – 4,5 процента. За первые три месяца средняя цена увеличилась почти на 36 процентов, превысив ожидаемые 2,5¬3 процента в месяц.

Но к концу марта и в первых числах апреля ценовой рост неожиданно замедлился.

– Причем существенно, – говорит Нариман Туреханов. – В неделю по Алматы цены поднимались в среднем на 0,4 процента – в пять раз ниже, чем в предыдущем месяце. А потом началось падение. В марте­апреле риэлторы отметили спад в реальных продажах, цены окончательных сделок были на 10-15 процентов ниже изначально назначенных.

По мнению независимых экспертов, причиной снижения стал спад активного выкупа участков под снос. А вместе с тем снизилась покупательская способность алматинцев. Ведь значительную долю спроса на вторичном рынке (менее привлекательном для инвестирования и спекуляции) обеспечивают владельцы сносимых домов.

На данный момент, по мнению экспертов, темпы продаж возобновляются и нормализуются. Правда, роста цен не наблюдается.

– Рынок подвержен социальному воздействию, – говорит Нариман Туреханов. – Многие игроки, ориентируясь на московский рынок, находятся в ожидании. А цены в Москве по¬прежнему падают, и сценарии развития наших рынков недвижимости, как показывает практика, во многом схожи. Хотя то, как будет развиваться казахстанский рынок в ближайшее время, во многом зависит от поведения крупных игроков. "Выбросят" ли инвесторы большое количество квартир, боясь потерять прибыль, или продолжат вкладывать средства в новостройки, чтобы в будущем вновь выиграть на спекуляции? Вопрос еще и в поведении застройщиков: снизят ли они цены, ориентируясь на вторичный рынок, или упорно будут играть на повышение? Но пока для роста цен нет объективных причин.

Зарина Мусаева, izvestia.kz