Рассказываем, за какие услуги мы платим в квитанциях от КСК или ОСИ, кто должен утверждать их перечень и плату

Какие услуги входят в квитанцию КСК/ОСИ

Жильцам многоквартирных домов ежемесячно приходят квитанции с оплатой услуг от КСК/ОСИ или управляющих домом. В них указан опеределённый перечень услуг, которые предоставляют управляющие для поддержания дома в рабочем состоянии.

Отметим, эти услуги только по общему имуществу дома и оплачивать их обязаны все жильцы в полном объёме.

Разберём наглядно, какие услуги входят в счёта. Для примера возьмём квитанцию на трёхкомнатную квартиру площадью 70.3 кв. м, расположенную в Алматы в доме 1981 г. п.:

1. Расходы на содержание дома.

Плата составляет 19 тенге за квадрат или 1 335.70 тг/мес. Здесь мы платим за управление домом: аренду офиса, зарплату председателя, бухгалтера, банковские услуги, канцелярию и т. п.
Все технические работы*, указанные ниже, оказывают сервисные компании, которых нанимают для содержания дома.

2. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт лифта.

Стоимость — 14.29 тг/кв. м или 1 004.59 тг/мес. Предусматривает профилактические работы, а также бесплатный ремонт в случае поломки.

3. Техническое обслуживание холодного горячего водоснабжения, канализации.

Плата — 4.62 тг/кв. м или 324.79 тг/мес. Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций.

4. Техобслуживание газового оборудования.

Плата 80 тг/мес. за одну плиту. Эта услуга профилактическая: раз в год приходит сотрудник сервиса и проверяет состояние конфорок, соединительных элементов плиты. Однако если потребуется замена, то это платно.

5. Техобслуживание систем отопления, элеваторного узла.

Стоимость услуги — 9.89 тг/кв. м или 695.27 тг/мес. Для обеспечения ккорректной работы системы отопления и подготовки дома к отопительному сезону.

6. Электропитание лифта.

Цена — 10.90 тг/кв. м или 766.27 тг/мес. Это плата за снабжение подъёмника электроэнергией.

Кстати, за техобслуживание и электропитание лифта не платят жильцы первого и второго этажа, потому что не пользуются подъёмником.

7. Обслуживание прибора учёта тепла.

Стоимость — 5 тг/кв. м или 351.50 тг/мес. Здесь мы платим за сервисные услуги по общедомовому счётчику, который считает объём и температуру поступающего к дому теплоисточника (для горячей воды и отопления).

8. Накопления на капремонт дома.

Это деньги, которые все жильцы должны ежемесячно откладывать на предстоящие дорогостоящие ремонты общедомового имущества: крыши, подвала, фасады, замену лифта.

Размер платежа утверждён в законе «О жилищных отношениях» — не менее 0.005-кратного МРП, или 17.25 тг в расчёте на 1 кв. м полезной площади квартиры (1 МРП в 2023 г. — 3 450 тг.).

Однако на общем собрании люди могут принять и другую сумму для накоплений. Например, в нашем случае это 14.59 тг за квадрат, или 1 025.68 тг/мес.

9. Замена лифта.

Эта строка появляется в квитанции, если в доме/подъезде установили новый лифт по программе модернизации.

Плата зависит от стоимости лифта, площади квартиры и количества жильцов в доме. К примеру, в нашем случае это 1 237.85 тг/мес. Только платить нужно будет примерно 15 лет, именно на столько лет дают рассрочку по модернизации.

В итоге плата за услуги КСК на примере выбранной квартиры на сегодняшний день выходит порядка 7 000 тенге в месяц.

Как отремонтировать дом в рассрочку

В отличие от предыдущих платежей замену лифта должны оплачивать все жильцы дома, в том числе первого и второго этажа, потому что подъёмник относится к общему имуществу, которое сообща обязаны содержать все жильцы. Это требование закона.
Однако в индивидуальном порядке на общем собрании жильцы могут взять на себя эти расходы и освободить от платы владельцев квартир нижних этажей.

Важно:

В каждом доме набор услуг и их стоимость могут быть разными, в зависимости от потребностей и материального положения жильцов. 

Количество услуг и их специфичность сразу отражаются на размере тарифов. Чем больше услуг, тем выше плата.

Кто утверждает услуги и тарифы

Поскольку обязанность платить возложена на жильцов, то и утверждать тарифы по всем услугам должны только они.

Жильцы вправе:

  • обдумать и утвердить объём необходимых услуг;
  • выбрать сервисные компании, которые будут их оказывать;
  • утвердить смету расходов на год.

Всё это должно быть обязательно занесено в протокол собрания. Решения по данным вопросам принимаются при согласии большинства (51 %) от общего числа собственников квартир, нежилых помещений.

Если председатель КСК, ОСИ повысит тариф самовольно, нужно обратиться в суд и жилищную инспекцию при акимате.

Существует специальная методика, в которой указан минимальный перечень услуг, которые должны оказывать управляющие в многоквартирном доме для поддержания его в рабочем состоянии. В настоящее время в большинстве домов не выполняется даже этот минимум.

Как добиться выполнения оплачиваемых услуг

Для этого нужно своевременно контролировать расход собираемых средств и требовать у управляющих выполнения оплаченных услуг. Они обязаны предоставлять финансовый отчёт о поступлении и расходовании средств на текущем счёте. В противном случае необходимо обращаться в суд.

Разумеется, для качественного выполнения услуг платить должны все жильцы, у нас, однако, это не всегда соблюдается.