Узнали у экспертов, что влияет на цену жилья, какие факторы повышают спрос, а какие — снижают и насколько покупателям важны объекты инфраструктуры.

Наталья Калмыкова, заместитель директора АН Sweet Home

 — В первую очередь на цену влияет общеэкономическая ситуация. Если экономика стабильна, она задаёт тонус предложению и спросу. Также влияют недавно запущенная пенсионная кампания, программа реновации жилья, доступные государственные ипотечные продукты. Немаловажны и характеристики самого жилья: месторасположение, площадь, этаж (часто не первый и не последний), наличие балкона, планировка с изолированными комнатами. Удачная локация жилья, даже без хорошего ремонта, увеличивает его цену на 30 %. То есть всегда в первую очередь ценятся район и площадь.
Что касается объектов инфраструктуры, то покупателям, конечно, очень важно всё иметь в шаговой доступности. Для молодых семей на первом месте — школа, сейчас очень серьёзно относятся к образованию, затем — детские сады, кружки. Для клиентов в возрасте — поликлиники и аптеки. При этом для всех категорий важна хорошая транспортная доступность. В то же время ТРЦ и магазины идут на последнем месте. Сейчас появилось много запросов по близкому расположению станций метро. Однако сами по себе объекты инфраструктуры практически не влияют на стоимость, но существенно увеличивают шансы на продажу


Марина Грушина, директор АН «Арбат Риэл Эстейт» 

  — На алматинском рынке недвижимости важный фактор — локация объекта: чем ближе к центру, тем дороже. Затем идут транспортные развязки, метро, остановки общественного транспорта и тренд последних лет, инфраструктура — детские сады, школы, торговые центры.
Наличие обоих факторов увеличивает стоимость жилья на 50–150 тысяч тенге за 1 кв. м. Если смотреть в разрезе районов города, то Алатауский, Турксибский на самом последнем месте рейтинга. Затем идут Наурызбайский, Жетысуский и нижняя часть Медеуского; потом Ауэзовский; в лидерах — Алмалинский, Бостандыкский, верхняя часть Медеуского. Самые популярные районы — центр, «золотой квадрат», район около пр. Достык. На втором месте по востребованности — район выставки, Казгуграда, «Меги». На третьем — новостройки на Сатпаева — Баумана, Розыбакиева. На четвёртом — спальные районы. На последнем — нижняя часть города, в том числе новые массивы, которые также находят своего покупателя, в основном это переселенцы из регионов и покупатели первой недвижимости


Санжар Есимханов, агент по недвижимости

— По моим наблюдениям, для покупателей на первом месте — транспортная доступность. Например, сейчас в связи со строительством метро в мкр Жетысу и Мамыр цены там растут очень активно, где-то на 20 %. Продавцы понимают, что у этого района очень хорошие перспективы развития. На втором месте — прогулочные зоны, игровые площадки; на третьем — ТРЦ, супермаркеты и рынки. Затем идут школы, детские сады, метро и остановки, в конце поликлиники. Многие люди стали ходить в частные клиники, по страховке либо к проверенным врачам, поэтому не привязываются к конкретной поликлинике.
Также свои коррективы внесла пандемия — увеличились запросы на частные дома и квартиры с летней террасой. Здесь важно наличие собственного участка, коммуникаций, школ, супермаркетов, транспортной доступности, района, благоприятных условий для посадки деревьев, сада и т. д.
Кстати, бывают и очень необычные запросы от покупателей. Из последних — наличие трёхфазной системы электроснабжения в квартире для майнинга биткоина и сауна в квартире.
Относительно того, как локация влияет на стоимость, могу сказать, что если сравнить две трёхкомнатные квартиры в кирпичных домах примерно одинакового года постройки, расположенные на Сайране с ремонтом и в «золотом квадрате», но без ремонта, то даже в этом случае разница в пользу центра может достигать 40–50 %
.

По данным аналитиков Krisha.kz, для покупателей Алматы и Нур-Султана при выборе жилья важны:
— социальные объекты — хорошая школа, детский сад;
— скверы и парки — они стали популярнее из-за пандемии;
— остановки общественного транспорта или метро;
— район, в котором расположена недвижимость.