Каким станет Алматы через 5–10 лет? Какие улицы, кроме центра города, станут полупешеходными, как Панфилова? Ожидать ли её ремонта в следующем году из-за строительства ЛРТ? Ответы на эти и другие вопросы Krisha.kz узнала у и. о. руководителя Управления архитектуры и градостроительства г. Алматы Алмасхана Ахмеджанова.

— В последние годы Алматы стремительно меняется. Каким Вы видите город в среднесрочной перспективе, через 5–10 лет?
— Лично у меня желание реконструировать весь город, потому что у нас нет периферийных, не важных улиц. Всё-таки в масштабах Европы или Азии Алматы не такой большой город по количеству населения, всего 2 млн жителей. Это средний показатель. Хотелось бы, чтобы все горожане жили в комфортных условиях.

На сегодня главная проблема города в маятниковой ежедневной миграции, когда алматинцы ездят на работу или по другим причинам из присоединённых районов в центр, где есть необходимые объекты. Мне бы хотелось в каждом районе сделать такие центры притяжения.

Разрабатываемый генплан как раз и будет призван реализовывать это. Неважно, какой статус имеет горожанин, ему должно быть комфортно везде. Хочется создать такие пространства, которые бы задавали тон стремлению людей к жизни в Алматы в целом. Чтобы человек выходил на улицу и ему всё нравилось, чтобы он становился счастливее.

— Не раз заявлялось, что пешеходные зоны, подобные Панфилова, появятся в каждом районе. Какие районные улицы наиболее подходят для этого?
— Полупешеходной, как Панфилова, как я вижу, может стать ул. Пушкина в Медеуском районе, от пр. Райымбека до ул. Гоголя. Здесь расположено несколько важных объектов притяжения: парк 28 гвардейцев-панфиловцев, Вознесенский собор, Зелёный рынок. Но это можно реализовать только с учётом разгрузки транспортной системы в данном районе, ведь здесь расположены градообразующие предприятия, куда завозится продукция и др. А в целом на Пушкина уже есть готовая инфраструктура — посередине улицы проложена аллея, она бы гармонично объединила и соборную церковь, и мечеть на ул. Маметовой. Это один из фрагментов старого Алматы. Если её сделать более современной, с пешеходной зоной, будет хороший проект.

Ещё я вижу такой ул. Шолохова в районе ж/д вокзала Алматы II. Главное, что пешеходные зоны должны соединять определённые места притяжения населения. Здесь это сам вокзал, парк на пр. Сейфуллина, крупный торговый центр.

В Ауэзовском районе — пр. Алтынсарина от Шаляпина до рынка «Сары-Арка», где находится и районный акимат, и ТЮЗ, и сам рынок.

BRT прошёл на ул. Тимирязева, там уже сформировалась пешеходная зона. Теперь нужно только навести лоск.

В Жетысуском районе похожая ситуация — уже есть исторически сложившаяся пешеходная зона вдоль пр. Райымбека, от пр. Суюнбая до пр. Абылай хана.

А вот по поводу сравнительно новых районов, Алатаускому и Наурызбайскому, могу сказать, что первым пешеходным променадом, скорее всего, может стать ул. Момышулы ниже пр. Райымбека, на участке около «Алматы Арена». Здесь идёт активное жилищное строительство, и оно будет продолжаться. Также во всех случаях важна «активность» первых этажей, которые и будут привлекать пешеходов.

В Наурызбайском районе, недалеко от акимата вероятнее всего.

Вообще у нас много улиц, которые имеют своё лицо. Думаю, каждую улицу можно было бы сделать соответствующей. Но, конечно, на эти реализации одних бюджетных средств не хватит. Если бы присоединились предприниматели, которые имеют объекты на первых этажах зданий, сделали хоть небольшой вклад в развитие прилегающего пространства, то город мог бы преобразиться меньше чем за 10 лет.

— В этом году после реконструкции проспектов Абая, Абылай хана, Назарбаева и площади Абая на некоторых участках были обнаружены недоработки, которые исправлялись после претензий акима. В чём причина некачественных работ?
— Есть поговорка: «Москва не сразу строилась». То же самое можно сказать о строителях и подрядчиках. Воспитательные работы будут продолжаться до тех пор, пока мы не создадим своих профессионалов. Основная проблема в нехватке кадров, в человеческом факторе. Поэтому одним из эффектов сегодняшних преобразований в городе является формирование рынка спроса на профессионалов.

— На 2019 год намечен ремонт на Панфилова: перенос инженерных сетей, проходящих под проезжей частью, из-за строительства трассы ЛРТ. Почему об этом не подумали заранее, ведь реконструкция улицы прошла совсем недавно, в 2017 году?
— Строительство ЛРТ начнётся в 2020 году с постройки депо на ул. Момышулы. Работы на Панфилова относятся к более позднему, третьему этапу. Зачем строить трассу, если не готово депо?
Поэтому алматинцы могут не беспокоиться по поводу Панфилова до 2022 года, поскольку именно тогда будет проводиться текущий ремонт этой улиц (согласно строительным нормам и правилам, он проводится раз в пять лет).
То есть никто не будет разрывать улицу летом или осенью следующего года. Мы дождёмся срока ремонта и тогда одновременно проведём всё. В планах на одном из участков проложить также тоннель для инженерных сетей, чтобы обслуживающие их компании не вмешивались во внешнее благоустройство улицы впоследствии.

Кстати, Панфилова даже для меня имела неожиданный эффект. Поначалу мы смотрели на неё как на рядовой объект, который нужно сделать по современным меркам. Однако после окончания работ поняли, что такие реализации нужно рассматривать в первую очередь с социальной точки зрения, то есть людям нужны подобные пространства. Уже никто не хочет сидеть в четырёх стенах. Кстати, на месте девелоперов я бы создавал такие же зоны вокруг новых жилых комплексов.

— А уже есть примеры участия алматинских предпринимателей в реконструкции улиц?
— Да, первые попытки есть. Я имею в виду создание дизайн-кода. УАиГ закончил первую часть работы в центральной части города. Сейчас вышел на второй уровень, который захватит и микрорайоны. И вот там по имеющимся рекомендациям мы уже говорим, что предпринимателям нужно применять определённые стройматериалы или соблюсти габариты входной группы. Вовлекаются крупные компании, которые готовы поучаствовать: сделать стандартные вывески для бизнеса, но, конечно, со своей рекламой. Это позволило сделать вывод, что так можно договариваться со многими предпринимателями и одновременно облегчить жизнь производителям стройматериалов, которые будут знать, какие материалы актуальны для рынка.

— Когда будет готов дизайн-код города? Какие работы проведены на сегодняшний день?
— Думаю, документ по дизайн-коду Алматы будет готов к концу 2019 года. Сейчас заканчивается второй этап, в следующем — заключительный, третий. Тогда мы будем переходить к такому стандарту, который поможет заработать нашей промышленности. В идеале в нём должен быть список не с десятью, а с тысячью пунктами допустимых строительных материалов, которые бы производились если не в самом Алматы, то хотя бы на территории РК. Ведь сегодня по закону содержание местных материалов при строительстве должно быть не менее 80 %.

— Ранее Вы заявляли о возможном пополнении списка памятников архитектуры Алматы. Расскажите, уже известны объекты, которые могут получить повышенный статус?
— Пока нет. Сейчас мы проводим мониторинг зданий и параллельно создаём макет генплана Алматы в цифровом формате с футуристичными моделями зданий. Также мы будем проводить анализ состояния объектов, выяснять их возраст, состояние. Причём подход комплексный: будут выявляться ансамбли зданий, поскольку раньше практически ни одно здание не строилось обособленно. Все изыскания горожане смогут увидеть уже в следующем году.
А до конца этого года — открытие здания «Алматыгенплана», которое станет новым общественным пространством, где горожане смогут увидеть не только 3D-карту города и информацию об исторических зданиях, но и смоделировать перепланировку собственной квартиры, ведь в системе будет храниться информация обо всех видах планировок многоквартирных домов.

— Какие планы у УАиГ после реконструкции центральных улиц и создания дизайн-кода?
— В следующем году намечено разработать мастер-план города. Постараемся сделать его в течение года. В текущем завершим разработку его концепции. В дальнейшем намерены постоянно пополнять дизайн-код, внедрять новые технологии, используемые в мире, работать с предпринимателями. Сейчас наша основная задача — формирование профессионального проектирования: улучшать условия доступа к информации, качество госуслуг. В перспективе очень много планов.

Частичная и полная перепечатка данного текста возможна только после разрешения редакции.