С момента основания Верного десятки названий городских районов в Алматы были изменены. Некогда бывшие официальными сегодня стали народными. Со временем к ним присоединились и другие, появившиеся благодаря смекалке жителей.

Krisha.kz совместно с журналистом городоведческой тематики Андреем Свиридовым решила погрузиться в историю города и рассказать о том, как появлялись неформальные районы, какие достопримечательности в них есть и что интересного там происходило.

Укрепление Верное и Большая станица

Первоосновой современного Алматы было укрепление Заилийское (Верное), построенное в 1854 году на правом берегу Малой Алматинки и пересечении двух караванных дорог. Одна вела в Ташкент и со временем стала именоваться Ташкентской аллеей (ныне проспект Райымбека), другая уходила в китайскую Кульджу, поэтому и звалась Кульджинским трактом.

Фото: avtonomer.net

Неподалёку была и третья дорога, которая вела к реке Или, а после переправы через неё — в города Копал и Семипалатинск. Тогда её называли Копальским трактом, сейчас это часть проспекта Суюнбая.

Фото: Краеведы Алматы (Общество "Краеведка")

В настоящее время на месте крепости находится небольшой вал, где стоит обелиск с памятными надписями. Место выглядит очень запущенным.

Всего через два года после основания укрепления, в 1856 году, вдоль западного вала крепости образовали первый жилой массив — Большую Алматинскую станицу. Она ограничена левым берегом р. Малая Алматинка (от Центрального парка культуры и отдыха до ул. Баянаульской), ул. Макатаева, нижней частью ул. Пушкина и пр. Суюнбая.

 

Интересный факт: Большую станицу включили в городскую черту уже в советское время, в 1927 году. До этого момента, несмотря на свою близость к крепости, она была обособленным населённым пунктом Верненского уезда.

Как отмечает эксперт-городовед, обособленность района от остального города можно проследить даже сейчас, если внимательно присмотреться к меридиональным и продольным улицам, расположенным перпендикулярно «пограничным» улицам Макатаева и Пушкина.

Так, дороги, идущие вверх от ул. Макатаева, — городские, вниз — станичные. При этом улицы, уходящие на восток от ул. Пушкина и пр. Суюнбая, также относятся к станичным, на запад — к городским.

Историко-архитектурными доминантами территории можно назвать два здания: Центральную мечеть Алматы на ул. Пушкина и православный Софийский собор в квадрате улиц Баишева — Ашимбаева — Хамиди — Мухаметжанова.

Фото: Краеведы Алматы (Общество "Краеведка")

Софийский собор — ровесник Верненского укрепления и до постройки в 1907 году Вознесенского кафедрального собора в новом городе (сейчас это центр парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев) был главным собором Верного и всей Семиреченской области.

От ворот храма по направлению к горам был разбит Софийский бульвар, который сегодня переименован в ул. Баишева.
— В 1929 году в ходе кампании по борьбе с религией Софийский собор был превращён в кинотеатр «Ударник». В середине 80-х он сгорел, и его даже не стали восстанавливать. Только в начале 2000-х собор реконструировали, а точнее построили с нуля по старым чертежам. При этом вокруг него возвели и вовсе новые, но архитектурно подогнанные под старину трёхэтажные здания женского монастыря и духовной семинарии. К 2007 году здесь образовался своего рода православный Ватикан, буквально год назад несколько обезображенный постройкой внутри него бетонной девятиэтажки, которая заслонила с таким трудом восстановленный собор, — рассказывает Свиридов.

Он добавил, что напротив собора находится деревянное здание бывшего Войскового правления, переданное в 2000-х годах историко-культурному центру семиреченских казаков. Его фасад выходит на ул. Ашимбаева. Здесь расположился Музей истории семиреченского казачества и стилизованный под старину ресторан.

Что касается Центральной мечети, то в 1950–1980-х годах она представляла собой небольшое двухэтажное здание с необычной для того периода арабской мозаикой по фасаду. В середине 1990-х старую мечеть разобрали, но впоследствии сильно расширили территорию в квадрате улиц Пушкина — Маметовой — Есенова — Мухаметжанова и построили здание нынешней Центральной мечети города с исламским духовно-образовательным центром.

Ниже проспекта Райымбека архитектурно выдающихся старинных сооружений нет, но стоит отметить, что вторая улица после проспекта с 2001 года сменила название в честь генерала Герасима Колпаковского — основателя города Верного и первого губернатора Семиреченской области.

Татарка

Второй район, построенный после основания укрепления Верное, — Татарка. Появился он на востоке от крепости в 1860 году. Его точные границы определить трудно, но принято считать, что он начинается с территории ниже зоопарка от р. Жарбулак (ранее называлась Казачка) и ул. Добролюбова, а далее простирается до горы Коктобе и вниз почти до Талгарского тракта.

Изначально территория носила название Ташкентская слободка, но с течением времени была переименована в Татарскую слободку из-за большого количества проживавших там представителей татарской национальности. В основном это были купцы и ремесленники, переселившиеся из Западной Сибири. Отсюда и названия улиц — Оренбургская, Казанская, Крымская, Уфимская, Томская, Барнаульская и Астраханская.

Здесь расположена старейшая в городе мечеть «Фатима». В советское время её превратили в Клуб рабочих при обувной фабрике. В 2000-х годах мечеть полностью восстановили.

В конце XIX века на окраине Татарки возникло мусульманское кладбище «Кенсай». К концу советской эпохи оно стало крупнейшим в Алма-Ате. Позже от него отпочковалось «Кенсай −2», расположенное на вершине Коктобе.

Там похоронены многие выдающиеся казахстанцы. К примеру, на кладбище установлено монументальное надгробие в виде киноаппарата режиссёру Оразу Рымжанову, памятник писателю Габиту Мусрепову, мавзолеи банкира Ержана Татишева и политика Заманбека Нуркадилова.

— Одними из немногих похороненных на «Кенсае-2» этнических неказахов стали венгерский учёный-востоковед Иштван Коныр, всю жизнь писавший о казахах и завещавший похоронить себя в Алматы (его именем названа улица Красных Партизан в районе Татарки), и казахстанский писатель немецкого происхождения Герольд Бельгер, писавший на трёх языках: немецком, русском и казахском, — комментирует Свиридов.

В 2007–2009 годах через район Татарки и соседний с ним мкр «Коктобе» проложили Восточную алматинскую объездную дорогу (ВОАД).

Для пробивки был снесён ряд жилых домов, в том числе расположенные между улицами, носящими имена космонавтов Андрияна Николаева и Павла Поповича. При этом жилые здания по внешним сторонам улиц остались, и теперь на этом участке можно увидеть таблички исключительно с чётными либо нечётными номерами.

На некоторых участках ВОАД две четырёхрядные полосы движения не просто отделены огороженной высоким бордюром разделительной полосой, ещё и врезаны в склон горы на разной высоте, что полностью исключает возможность столкновения машин, едущих навстречу другу другу.

В 1867 году укрепление Верное, состоявшее из крепости, Большой станицы и Татарской слободы, было преобразовано в город Верный — центр Верненского уезда и Семиреченской области. Тогда же был разработан генеральный план застройки нового города.

Фото: Краеведы Алматы (Общество "Краеведка")

Малая станица

В наше время мало кто из горожан различает две бывшие станицы, а многие и вовсе уверены, что Малая начинается от автовокзала «Саяхат», хотя на деле это далеко не так. Район Малая станица возник в конце 1870-х годов и не входил в городскую черту вплоть до 1962 года. Его границами сегодня можно считать правый берег Малой Алматинки до р. Жарбулак, ул. Добролюбова, пр. Рыскулова.

За 12 лет до присоединения к городу на этом месте, в центре Малой станицы, построили Дом культуры, который потом перестроили в кинотеатр «Экран». В постсоветские годы в нём в одно время размещался азербайджанский национально-культурный центр. Сейчас здесь находится ресторан.

Историко-архитектурной достопримечательностью Малой станицы является храм Казанской Богоматери.

Фото: Краеведы Алматы (Общество "Краеведка")

— Одним из первых зданий в Верном было здание церкви в Большой станице. Казанский собор был построен в 1854 году и просуществовал вплоть до 1864 года. Тогда вышло постановление, запрещающее иметь в черте города деревянные здания. В связи с этим храм был разобран, перенесён в Малую станицу и вновь собран. На старом же месте был воздвигнут каменный Софийский собор, который разрушился при землетрясении 1887 года. При этом перенесённое деревянное здание тоже сильно пострадало, из-за чего было принято решение о строительстве нового. Оно было возведено в 1898 году и до сих пор является действующим, — рассказал «Крыше» священнослужитель Казанского собора.

В 1920–1930-х годах при гонениях на все религии эта церковь оставалась единственной действующей во всей Алма-Ате.
 

После 1945 года запрет на проведение богослужений сняли. При этом православные службы в Вознесенском кафедральном соборе были возобновлены только в 1995 году. До этого момента там располагались общественные организации и выставочные павильоны.

По главным трассам через Малую станицу — ул. Татибекова и Халиуллина алматинцы привыкли добираться до развилки на Кульджинском и Талгарском трактах.

По словам городоведа, само слово «развилка» можно считать названием ещё одного неформального района, главной достопримечательностью которого стало построенное в прошлом году гигантское спортивное сооружение «Халык арена».

— По другую сторону от Талгарского тракта расположен прилегающий к Малой станице с востока маленький райончик с полузабытым ныне названием Порт-Артур. Возникновение этого района и его название связаны с русско-японской войной 1904-1905 годов, одним из главных событий которой была оборона крепости Порт-Артур на Ляодунском полуострове. Отправленные на японскую войну и вернувшиеся с неё семиреченские казаки и солдаты, зачастую покалеченные и увечные, получали в награду земельные участки на пустоши за восточной околицей Малой станицы, — вспоминает Свиридов.

Впрочем, есть и другая версия, согласно которой название алма-атинского Порт-Артура связано не с 1904-м, а 1945 годом, когда советская армия в ходе трёхнедельной войны с японской Квантунской армией взяла штурмом тот самый Порт-Артур.

Компот

Пожалуй, один из самых известных неформальных районов в Алматы. Традиционно границами Компота считаются правый берег р. Малая Алматинка, левый берег р. Жарбулак, ул. Богенбай батыра, ул. Байтасова.

Данная местность входила в черту города ещё в верненскую эпоху. Тогда здесь в основном располагались яблоневые сады.

Фото: Краеведы Алматы (Общество "Краеведка")

Плотная застройка началась в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века. Своё необычное название район получил из-за находящихся на его территории «фруктовых» улиц: Яблочной, Вишнёвой (ныне ул. Сакена Аманжолова) и Грушевой (теперь ул. Максима Зверева).

Максим Дмитриевич Зверев был одним из основателей Алма-Атинского зоопарка и Алматинского заповедника в горах Заилийского Алатау. Он написал множество книг о животных и птицах. В Компоте также жил скульптор Хаким Наурызбаев, автор памятника Абаю на одноимённой площади перед Дворцом Республики.

 

Фото: архив алматинского зоопарка

Из светских зданий Большой станицы можно отметить несколько старинных жилых домов верненской эпохи, которые легко узнать по резным ставням и наличникам, а также полуподвалам с маленькими окошками.

На территории района есть множество мелких улиц, среди которых улицы имени молодогвардейцев Олега Кошевого и Любови Шевцовой. Если идти по Шевцовой на восток, то по правой стороне можно увидеть старый одноэтажный детский сад, на территории которого растёт огромный дуб. По мнению некоторых экспертов, ему больше 150 лет.

— Очень важно, чтобы этот живой памятник природы рос там и впредь, не пав жертвой городского лесоповала. Кстати, дубы могут расти по 6-7 веков, — пояснил Свиридов.

Сейчас одноэтажная застройка Компота по большей части уступила место двух- и трёхэтажным особнякам, многие из которых заняты правлениями местных и иностранных бизнес-компаний. В этом же районе расположены городской туберкулёзный диспансер, ликёро-водочный завод, детский дом-интернат и приёмник-распределитель для бездомных.

Это всего лишь небольшая часть всех неформальных районов города. В следующих выпусках мы расскажем о Горном Гиганте, Тастаке, Тулебайке и Шанхае.