Недавно Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры (КазНИИСА) опубликовал на своём сайте новую концепцию формирования и развития Алматинской агломерации.
 

Проект проблемы не решит

Учёные согласны с озвученным в апреле мнением Ахметжана Есимова, акима Алматы: ранее подготовленные проекты не решат проблему чрезмерной перенаселённости. Некоторые меры только увеличат нагрузку на транспортную инфраструктуру, станут источником бесконечных заторов и пробок. В институте пытались переработать схему территориального развития Алматинской агломерации с учётом уже вложенных средств, но вскоре пришли к выводу, что ранее разработанный проект пригородной зоны Алматы никуда не годится.

В документе говорится, что, несмотря на неоднократные запросы к разработчикам градостроительных схем, эксперты института так и не получили полного комплекта документации для изучения логики и обоснованности принятых решений. Тем не менее, изучив имеющиеся в свободном доступе планы, специалисты дали негативную оценку большинству из них.
 

Пальцы веером

Критике подвергнуто трёхкратное увеличение площади застройки Алматы за счёт изъятия прилегающих к городу территорий. «Вместо разгрузки Алматы авторы проекта предлагают максимальную загрузку, раздувая и размазывая территорию застройки Алматы до Сарыбулака», — говорится в документе. — В северном, северо-восточном, западном и северо-западном направлениях возникают шесть веерных полос новых жилых массивов и микрорайонов города, разделённых зелёными клиньями.

Генеральный план пригородной зоны Алматы. Комплексная схема градостроительного планирования территории.

Проект ассоциируется у учёных с планом развития Копенгагена 1947 года. Идея вошла в историю под интересным названием «Пальцы веером», но так и не была реализована. Датчане нашли более простые перспективные методы.
 

Всё под бульдозер

Генеральные планы более пятидесяти населённых пунктов, разработанные в рамках проекта пригородной зоны, также подверглись критике.

Анализ генпланов этих населённых пунктов показал, что они рассмотрены изолированно от срастающихся с ними посёлков. Кроме того, предусматривается изъятие ценных сельскохозяйственных земель, не учитываются конкретные условия местности.

Транспортные перспективы также вызывают сомнения у экспертов, в особенности строительство двух новых окружных дорог, дублирующих БАКАД. Экономическая целесообразность строительства такого количества дублирующих дорог ещё не изучена.

Пример застройки индивидуальным жильем ценных сельскохозяйственных земель.
 

Плохие спутники

Зато исследователи не сомневаются в том, что идея строительства G4-City, четырёх городов-спутников, предложенная «Каспийской инжиниринговой группой», провальная. Миллиарды долларов будут затрачены на то, чтобы ещё более обострить проблему перенаселённости Алматы. Реализация G4-City может только усугубить проблемы региона и города, говорится в отчётах экспертов.

Решение по строительству четырёх городов было принято в 2006 году. Для разработки проекта была сформирована проектная группа ТОО G4. В 2008 году с целью придания проекту весомости и международной значимости к разработке были привлечены архитекторы австралийской проектной компании Kann Finch Group.

В КазНИИСА внимательно изучили проект и пришли к выводу, что G4-City не прорабатывался с позиции комплексного подхода.

Согласно заключению, «всё построено на ничем не обоснованных декларациях и обещаниях. Массы мигрантов из других регионов страны устремятся в эти спальные города, расположенные в непосредственной близости от Алматы. Отсутствие мест трудовой занятости в этих городах вызовет увеличение масштабов маятниковой трудовой миграции. Резко возрастёт количество иногороднего транспорта на улицах Алматы. Катастрофическими станут транспортные пробки, загазованность воздуха достигнет критических отметок. Сократятся площади ценных сельскохозяйственных земель из-за отвода их под городскую застройку».

Уровень градостроительно-планировочных решений вызывал у рабочей группы большие сомнения в профессионализме проектировщиков.

Так, например, города-спутники, как бусинки, нанизаны на Капшагайскую трассу, которая рассекает застройку городов на две части. Скоростная шестиполосная магистраль Алматы—Капшагай станет препятствием для жителей. Чтобы решить эту искусственно созданную проблему, придётся изыскивать бюджетные средства на строительство многочисленных подземных и надземных переходов, многоуровневых транспортных развязок.


Точки притяжения 

Новая концепция развития области уже озвучивалась на градостроительном совещании. Она предполагает создание контрмагнитов — городов, которые будут не только оттягивать часть мигрирующего населения, но и снабжать Алматы продовольствием. Также в число наиболее перспективных центров попали города Каскелен, Талгар и Есик.
 

Шелек и Жетыген: разгрузят и разрулят

Интересная роль отводится посёлку Шелек. Он расположен в выгодном месте, в точке максимального сближения железнодорожной и автомобильной ветви транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай.

«Было бы неразумным не использовать этот фактор для превращения Шелека в крупный транспортно-логистический центр по обработке и перевалке грузов, в оптово-торговый центр приобретения и распределения по региональным направлениям импортных товаров. Таким образом Алматы освободится от этой функции», — считают разработчики концепции. — Посёлок Шилик располагает всеми необходимыми условиями и предпосылками для бурного развития и превращения в будущем в значимый город».

Ещё один потенциальный транспортно-логистический хаб — Жетыген, где намечено строительство нового аэропорта. Город расположен в узле трансконтинентальных и республиканских магистралей и может стать своего рода перевалочным пунктом.
 

Минус два

От строительства городов Golden City и Growig City рекомендовано отказаться. Город Green City, расположенный на побережье Капшагайского водохранилища, предлагают превратить в наукоград — современный, благоустроенный и комфортный академгородок с университетскими кампусами, научно-исследовательскими кластерами и технопарками.
 

Отвлекающий манёвр

Ожерелье современных городов, возникшее на берегу тёплого с прекрасными песчаными пляжами Капшагайского водохранилища, превратится, по мнению разработчиков концепции, в достойный противовес, в мегаполис-контрмагнит, способный оттянуть от Алматы миграционные потоки, разгрузить последний от избыточного населения.
 

Из области — в округ

Вызывает интерес ещё одна идея. Специалисты полагают, что оперативно согласовывать все вопросы с административным центром области — Талдыкорганом будет затруднительно. Предлагается пересмотреть территориаьное деление и выделить Алматинский округ в отдельную единицу с административным центром в Алматы.

Несмотря на то что перед учёными поставили задачу подготовить проект к декабрю 2014 года, они не торопятся. Работу предложено разделить на два этапа. В этом году спланируют стратегию, а в 2015-м — её детали. При этом проект будет корректироваться по мере поступления информации.

Подготовлено по материалам Казахского научно-исследовательского и проектного института строительства и архитектуры.