СКОЖ — на первый взгляд не шибко благозвучная аббревиатура. Но расшифровывается она как Система комплексного обеспечения жизнедеятельности. По словам её реализаторов, эта программа позволит Астане стать не только самым безопасным городом в стране, но и приблизиться к тому, чтобы войти в число 50 самых «умных» мегаполисов мира. С одним из авторов и руководителей проекта — заместителем председателя правления АО «Астана Innovations» Досжаном Досымкуловым — мы и решили побеседовать.

— 100 % акций АО принадлежит акимату. Наше акционерное общество является оператором проекта Smart Astana. А подсистема СКОЖ — это один из основных компонентов проекта, — начал свой рассказ Досымкулов. — Smart Astana — комплекс различных инновационных интеллектуальных решений, направленных на улучшение жизни в столице. К примеру, проект SmartBus предполагает раздачу бесплатного Wi-Fi в городских автобусах, проект Open Wi-Fi — размещение точек общественного доступа к бесплатному Интернету в популярных туристических местах. Все эти социальные проекты осуществляются за счёт акимата.

Недавно в рамках проекта «Безопасный город» мы запустили 10 автобусов, каждый из которых оборудован 5 камерами видеонаблюдения. Одна из них смотрит вперёд и работает как обычный видеорегистратор, вторая — на водителя, фиксируя его поведение за рулём (курит, говорит по мобильнику и т. д.), а ещё три камеры — в салон транспортного средства, на пассажиров. Кроме того, автобус оснащён тревожной кнопкой, нажав на которую, водитель может подать сигнал Центру оперативного управления о чрезвычайном происшествии. В дальнейшем камерами, тревожными кнопками и Wi-Fi-модулями планируется оснастить тысячу столичных автобусов. Сейчас город активно обновляет автопарк, машины должны быть изначально снабжены всей необходимой электроникой.

Алексей Старков: — И какие успехи продемонстрировали ваши автобусы?

Досжан Досымкулов: — Пилотные 10 автобусов показали, что это нововведение чрезвычайно полезное. Ранее водители нередко скрывали, что попали в аварию, к примеру. Сейчас же от бдительного ока наших камер им не уйти. Мало того, камеры помогают нам следить за безопасностью в городе. Видео с них записывается и транслируется онлайн в Центр оперативного управления, автобусы движутся по улицам, и мы можем отслеживать ДТП или какие-либо нарушения, оказавшиеся в их поле зрения.

А. С. — То есть ваши операторы будут следить за десятком автобусов? Не слишком ли это расточительно?

Д. Д. — Наблюдать будут не только за автобусами. Это лишь частный случай. Наши операторы станут вести наблюдение за порядком на улицах города в целом. Одной из составляющих СКОЖ является комплексная программа «Безопасный город». Первая подсистема этой программы — видеонаблюдение. Для её работы нами был построен Центр оперативного управления. У полицейских есть свой ГЦОУ, но принцип его действия немного отличается от нашего. Стражи порядка оснастили места, требующие повышенного полицейского внимания, 697 подвижными видеокамерами. Приборы стоят на перекрёстках, в жилых кварталах и позволяют наблюдать за обстановкой в городе. Кроме того, у полицейских есть камеры, фиксирующие нарушения правил дорожного движения, в том числе около 60 давно устаревших, системы Red Speed с пьезо-датчиками в асфальте. При смене дорожного покрытия датчики всё время нужно переустанавливать, что крайне неудобно. Не так давно астанинские полицейские начали организовывать и так называемые интеллектуальные перекрёстки. Единственное отличие — в Астане почему-то запрещено устанавливать над дорогами п-образные конструкции, и видеокамеры приходится крепить к вертикальным мачтам. Умные перекрёстки фиксируют нарушения в комплексе, замечая проезд на запрещающий сигнал светофора, наезд на стоп-линию, поворот не из того ряда и т. д.

А. С. — А ваш гражданский ЦОУ чем отличается от полицейского?

Д. Д. — Мы пошли несколько иным путём: завели сюда информацию с полицейских камер и сами установили около 400 камер по рекомендациям ДВД с учётом криминогенности районов. Сначала мы попробовали размещать их так же, как делали стражи порядка — по одной- две на участок, но поняли, что этого недостаточно. При такой расстановке приборы не позволяли отследить убегающего человека или машину. Тогда мы в качестве пилотного проекта выбрали квадрат в центре города (Кабанбай батыра — Алматы — Сауран — Сыганак) и полностью оснастили его нашими камерами. В этом районе проживает около 10 000 человек, есть школа, супермаркет, ЦОН. В общем, жизнь кипит, в том числе и криминальная. Здесь не раз совершались хулиганские действия, вскрывались машины, всякое, одним словом, бывало.

Мы поставили купольные камеры, на которых объектив поворачивается во все стороны, и около 70 фиксированных цифровых с возможностью аналитики. К примеру, эти камеры можно настроить на фиксацию «сбора толпы», и они подадут сигнал оператору, если в поле их зрения попадёт группа более 5 человек — это позволяет пресечь хулиганство. Камеры на территории школы подадут сигнал, заметив, что кто-то ходит там по ночам, а направленные в сторону каких-нибудь ограждений забьют тревогу, когда кто-то через эти ограждения попытается перебраться.

А. С. — На каких-нибудь карманников камеры среагируют?

Д. Д. — Этого, к сожалению, они сделать не смогут. Но есть такой вид аналитики, как «праздношатание». Он позволяет выявить, что по какой-то территории человек начинает бесцельно ходить туда-сюда.

А. С. — И много «праздношатающихся» удалось задержать?

Д. Д. — В целом наш пилотный проект показывает неплохие результаты. В день камерами фиксируется 15-20 правонарушений, таких как распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство и т. д. На место происшествия сразу же направляется полицейский наряд, правда, пока только в квадрате указанных улиц.

А. С. — А с обстановкой на дорогах как дело обстоит?

Д. Д. — Мы установили на улицах города свои «интеллектуальные перекрёстки», реагирующие, кроме прочих нарушений, на превышение скорости. Наши камеры, оснащённые специальными датчиками, строго ориентированы по полосам движения, чтобы не возникало споров с водителями-нарушителями.

Бывает, что наша аналитика срабатывает сразу на несколько машин. К примеру, когда у водителей включается стадный инстинкт: один дёргается через стоп-линию, остальные начинают ехать за ним. Так вот, в этом случае предписания выписываются всем.

А. С. — То есть, сейчас водителей с помощью ваших камер штрафуют за проезд на красный, стоп-линию, разметку, поворот... А наблюдать, пристёгнут ли ремнём человек, к примеру, не пробовали?

Д. Д. — Возможности настроек камер практически безграничны. Можно сделать так, что они будут реагировать на включённые в тёмное время суток фары или на то, что кто-то не пропустил пешехода, но мы для начала установили самые распространённые, с простой доказательной базой.

А. С. — А зимой как вопрос с вашими камерами решается? В прошлом году во многих регионах установленные там камеры вызвали немало нареканий, выписывая автолюбителям штрафы за пересечение стоп-линии, которую не было видно на нечищеных перекрёстках.

Д. Д. — В Астане дороги чистятся всегда. Но даже если возникнут спорные моменты, решение об оформлении предписания в любом случае будет принимать не компьютер, а оператор.

Пока наши камеры работают на 10 интеллектуальных перекрёстках. В ближайшее время систему планируется установить ещё на 350 пересечениях городских улиц. Всего в ЦОУ «Астана Innovations» заведено около 2 000 видеокамер, 697 из них принадлежат ДВД, 400 наших, 50 камер установлены в автобусах (по 5 в каждом) и так далее. На все камеры, естественно, операторов не напасёшься, и потому за городом наблюдает аналитика. А люди — 8 человек — подключаются тогда, когда срабатывает «событие».

А. С. — Будет ли ещё как-то расширяться ваш проект?

Д. Д. — «Астана Innovations» намерено к 2017 году установить в городе ещё порядка 15 000 камер. Кроме этого, мы планируем забирать видео со всех общественных мест: из магазинов, бизнес- и торгово-развлекательных центров, КСК и т. д., то есть ещё примерно с 15 тысяч. Кстати, в планах города обязать строительные компании оснащать жилые комплексы видеокамерами. На стоимости квартир это не сильно отразится, а для нашей программы будет серьёзным подспорьем.

В перспективе мы готовы предоставить возможность жителям самим, не выходя из дома, через Интернет наблюдать за своими дворами, машинами и т. д. Технически такая возможность есть, нужно просто этот вопрос проработать.

А. С. — Как-то у вас всё слишком гладко получается...

Д. Д. — Почему? Бывают и не совсем удачные проекты. К примеру, в рамках программы СКОЖ мы поставили в пределах досягаемости видеокамер 5 терминалов экстренной связи — ящики, снабжённые тревожной кнопкой. Но оказалось, что устанавливать такую «бандуру» на улице смысла нет. Это дорого и неудобно. Строительно-монтажные работы по её установке надо согласовывать с управлением архитектуры, РЭКом и т. д. А нам ведь были нужны просто кнопка и микрофон, в который люди могли бы сообщить о своей проблеме. Конечно, конструкция должна быть вандалоустойчивой, но её не обязательно делать такой громоздкой. Сейчас мы исследуем зарубежный опыт, и, думаю, в ближайшее время решение будет найдено. Кроме того, мы планируем добавить к кнопкам вызова динамики, через которые полицейские смогут осадить хулиганов. Ведь наша главная цель не наказать, а предупредить нарушения.

Кстати, нельзя не отметить, что, к сожалению, в последнее время в кооперативы собственников квартир стали обращаться некие граждане и рассказывать, что они участники проекта «Безопасный город», предлагая в итоге заключить с ними контракт на платную установку видеокамер. И действительно, через какое-то время камеры даже появляются в этих районах. Их ставим мы, но совершенно бесплатно! Не взимаем мы с КСК и абонентскую плату.

Есть компании, занимающиеся этим на платной основе, но их камеры просто пишут картинку, никакого мониторинга в реальном времени не ведётся. Никто, кроме «Астана Innovations» и акимата, не является участником и исполнителем нашего проекта!

А. С. — Вот вы говорите: «2017 год». А не слишком ли быстро вы планируете всё сделать? Город готов за всё это платить?

Д. Д. — На самом деле вопрос только в установке камер. Город планомерно выделяет нам деньги, и в указанный срок, думаю, мы уложимся.