В прошлом году в Казахстане начал действовать новый правовой институт — банковский омбудсман. Он призван регулировать разногласия по договору ипотечного займа между банком и заёмщиком (физическим лицом) по обращению последнего.

В этой статье мы расскажем о принципах работы банковского омбудсмана, а также о том, как подаются обращения о регулировании ипотечных споров между банком и заёмщиком.

 

Кем является посредник по ипотеке?

Введение института банковского омбудсмана в РК вызвано увеличением количества жалоб в госорганы со стороны населения на нарушение прав по договорам ипотечного займа. С другой стороны, и сами банки заинтересованы в том, чтобы конфликты с заёмщиками разрешались в досудебном порядке. В связи с этим в 2011 году в Закон «О банках и банковской деятельности» были внесены изменения и в республике ввели новый правовой институт — банковский омбудсман. Его задача — содействовать в достижении компромиссного решения сторонами договора ипотеки путём проведения встреч и предоставления рекомендаций.
Банковский омбудсман — это физическое лицо, независимое в своей деятельности. Его избирает на 2 года Совет представителей банков второго уровня (более 30), Комитета по контролю финансового рынка Нацбанка РК, Ассоциации финансистов Казахстана, Казахстанской ипотечной компании и других. Вместе с омбудсманом работают квалифицированные советники. Офис банковского омбудсмана находится в Алматы, на ул. Кунаева, 98, кв. 10, уг. ул. Богенбай батыра (тел.: 291-11-26, 291-13-12). Его услуги для населения бесплатные.

 

В чём заключается помощь?

Банковский омбудсман не вправе принимать решения по внесению изменений и/или дополнений в договоры ипотечного займа, в том числе по прекращению (полному либо частичному) обязанностей сторон договора. В компетенцию банковского омбудсмана входит проведение встреч и предоставление банкам рекомендаций по обращениям заёмщиков, касающихся изменений условий ипотеки. Его деятельность призвана обеспечить практическую помощь в преодолении разногласий, а также упростить, ускорить процедуру рассмотрения возникших вопросов по ипотеке между банком и заёмщиком. Банковский омбудсман обязан сохранять объективность, не отдавать предпочтения какой-либо стороне, предоставлять обеим сторонам условия для выражения своих интересов. По закону банковская тайна может быть раскрыта банковскому омбудсману через обращения, находящиеся у него на рассмотрении. Он должен обеспечить соблюдение банковской и иной охраняемой законом тайны, соблюдая конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе разрешения споров, не разглашать её третьим лицам. В случае разглашения этих сведений Совет представителей вправе досрочно прекратить полномочия банковского омбудсмана. В итоге работы омбудсман выносит заключение о возможности или невозможности урегулирования разногласий. По закону омбудсман независим в своей деятельности, какое-либо вмешательство в его деятельность при рассмотрении обращений недопустимо.

 

Возможные причины отказа

Банковский омбудсман не рассматривает обращения: принятые к рассмотрению судом и (или) по которым имеется решение суда, вступившее в законную силу; если обращающееся лицо не представило письменного доказательства его обращения в банк с целью урегулирования возникшей ситуации в рамках договора ипотечного займа; по договору ипотечного займа, сумма которого превышает 20 тысяч месячных расчётных показателей (порядка $216 000, т. к. в 2012 году 1 МРП составляет 1 618 тенге); поданные индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, участниками долевого участия в финансировании строительства жилого дома. Оговаривается, что к ипотечному займу не относится банковский заём, обеспеченный залогом прав требования по договору о долевом участии в жилищном строительстве, с такими заёмщиками омбудсман не работает.

 

Порядок обращения

Сначала заёмщику нужно письменно обратиться в банк с заявлением об урегулировании возникшей ситуации в рамках договора ипотечного займа. В случае неполучения ответа от банка (либо получения ответа, с которым заёмщик будет не согласен) заёмщик может обратиться к банковскому омбудсману, заполнив специальную форму обращения. Если заёмщик проживает за пределами г. Алматы, форма обращения может быть направлена ему по почте (вся информация об этом есть на сайте банковского омбудсмана www.bank-ombudsman.kz). К обращению нужно приложить копии документов: удостоверения личности, договора банковского займа, графика погашения, дополнительных соглашений к договору банковского займа (при наличии таковых), договора о залоге недвижимого имущества, дополнительных соглашений к договору о залоге недвижимого имущества (при наличии таковых), заявлений-обращений в банк, ответов банка на данные заявления (при наличии таковых). Если заёмщик проживает за пределами г. Алматы, то копии вышеуказанных документов направляются по почте. Заседания и встречи по урегулированию разногласий происходят в офисе банковского омбудсмана в Алматы. В случае необходимости банковский омбудсман может рассматривать обращения с выездом на место, а также проводить встречи через Интернет. Срок рассмотрения обращений — до двух месяцев.

 

Этапы рассмотрения обращений

  • Запрос в банк о предоставлении расчёта задолженности — 3 дня с момента регистрации обращения.
  • Получение ответа от банка — 10 рабочих дней.
  • Рассмотрение и выработка приемлемого варианта реструктуризации — 3 рабочих дня.
  • Рассмотрение банком предложенного варианта реструктуризации — 30 дней. (Этот срок зависит от предоставления заёмщиком требуемых документов в банк. Согласно внутренним правилам и регламенту банковского омбудсмана, указанный срок может быть изменён.)
  • Организация встреч, ведение переговоров со сторонами, для достижения взаимоприемлемого решения — в течение всего периода рассмотрения обращения.
  • Достижение взаимоприемлемого решения (оформление и подписание протокола) — 3 рабочих дня.
  • При недостижении взаимоприемлемого решения (вынесение решения) — 3 рабочих дня.

 

Подготовила Иветта Шутова по информации bank-ombudsman.kz