Наши читатели спрашивают, на что необходимо обратить внимание при покупке жилья, какие документы должны быть у продавца, как проверить их подлинность, кто должен оплачивать услуги нотариуса – продавец или покупатель. За ответами на эти и другие вопросы мы обратились в нотариальные и юридические конторы, а также в Центры обслуживания населения города Алматы.

Итак, если вы решили купить жилье, первое, на что необходимо обратить внимание, – это на наличие у продавца правоустанавливающих документов на недвижимость. Это может быть договор купли-продажи, мены, дарения, приватизации, свидетельство о праве на наследство, акт о приобретении с публичных торгов, копия вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего право собственности (если недвижимость была отсужена в результате судебного процесса). Правоустанавливающий документ должен быть в обязательном порядке зарегистрирован в Центре по недвижимости (ЦПН) или в Центре по обслуживанию населения (ЦОН) и содержать соответствующий штамп для подтверждения подлинности документа.

Кстати, в некоторых случаях у собственника может быть на руках сразу несколько правоустанавливающих документов, например договор купли-продажи и свидетельство о праве на наследство, в том случае, если одна часть дома была куплена, а другая получена по наследству. Также при продаже недвижимости у собственника должен быть технический паспорт на жилье – документ, содержащий план и описание всех помещений с указанием площади.

При любом изменении в технических характеристиках (например, если в квартире или доме была произведена перепланировка) в техническом паспорте они должны быть указаны. Если же перепланировку провели, но в техническом паспорте произведенные изменения не указали, то оформить договор купли-продажи невозможно. В этом случае сначала необходимо узаконить перепланировку и устранить все замечания техника. При продаже частного дома продавец должен иметь также государственный акт на земельный участок на праве собственности или землепользования с указанием плана участка, его местонахождения, размеров и целевого назначения (обслуживание жилого дома), документ, на основании которого был приобретен земельный участок, например, договор купли-продажи.

Кроме того, у продавца обязательно должна быть справка об отсутствии обременений на продаваемую недвижимость, выданная в ЦОНе по месту нахождения объекта. Справка об отсутствии обременений является доказательством того, что на продаваемое жилье не наложен арест судебными органами, органами следствия, налоговыми органами, судебным исполнителем. Также этот документ подтверждает, что недвижимость не находится в залоге у банка. Продажа арестованной или залоговой недвижимости невозможна. Данная справка изготавливается в ЦОНе бесплатно в среднем в течение трех дней после подачи документов и действительна в течение одного дня.

При нотариальном удостоверении договора купли-продажи потребуются личная явка всех собственников квартиры старше 14 лет с удостоверениями личности (для достигших 16 лет), нотариальные доверенности от всех отсутствующих собственников. Если квартира приобретена во время брака (кроме случаев получения в дар или по наследству), потребуется личная явка супруга собственника квартиры с удостоверением личности (паспортом) и свидетельством о браке либо нотариальное заявление супруга о согласии на продажу.

Также при заключении сделки в нотариальную контору необходимо предоставить правоустанавливающие документы на квартиру, справку о технической характеристике квартиры, выписку из регистрационного листа правового кадастра, свидетельства о рождении несовершеннолетних собственников квартиры, разрешение органа опеки и попечительства на продажу доли несовершеннолетних. Оплата услуг нотариуса оговаривается между продавцом и покупателем заранее, как правило, сумма уплачивается обеими сторонами в равных долях. Во многих нотариальных конторах города стоимость данной услуги доходит до 12 000-15 000 тенге.

После оформления сделки договор купли-продажи необходимо зарегистрировать в ЦОНе по месту расположения недвижимости. Адреса ЦОНов:
-ЦОН Турксибского и Жетысуского районов – улица Р. Зорге , 9;
-ЦОН Алмалинского и Медеуского районов – улица Богенбай батыра, 221;
-ЦОН Ауэзовского и Бостандыкского районов – улица Ходжанова, 9.

Для этого нужно предоставить следующие документы:
- заявление с просьбой о регистрации права на недвижимое имущество;
- документы, подтверждающие право на недвижимое имущество (договор купли-продажи);
- квитанцию об уплате в бюджет сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ставка сбора для физических лиц составляет 584 тенге.

Регистрация прав на недвижимое имущество производится в течение пяти рабочих дней со дня подачи документов. После регистрации договора купли-продажи право собственности на жилье переходит к покупателю.

Подготовила Ирина ПОЧИКЕЕВА.
Фото Фархата Шамшидинова

наверх