Отвечаем на вопросы наших читателей о том, как пройти разрешительные процедуры на реконструкцию, перепланировку и переоборудование помещений.

Лица, заинтересованные в изменении жилых и нежилых помещений в жилых зданиях, а также иных частей жилого здания, и имеющие соответствующее решение местных исполнительных органов, обращаются с заявлением в органы архитектуры и градостроительства по месту нахождения объекта.

В заявлении должны быть указаны:
1) фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и телефон заявителя (для физических лиц);
2) наименование предприятия или организации, фамилия, имя, отчество руководителя, почтовый адрес и телефон (для юридических лиц);
3) адрес (местонахождение) помещений (частей здания), подлежащих изменению;
4) цель изменения помещения или иных частей здания;
5) регистрационный номер налогоплательщика (РНН).
К заявлению прилагается нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего право собственности заявителя на изменяемое помещение либо письменное согласие собственника (сособственников) помещений или иных частей здания на их изменение.

Местные органы архитектуры и градостроительства после рассмотрения предоставленных заявителями документов принимают решение о выдаче архитектурно-планировочного задания (далее АПЗ) и необходимых исходных данных на разработку проекта изменения помещений (частей здания) или мотивированном отказе в их выдаче.
Выдача АПЗ означает разрешение на разработку проекта.
При выдаче исходных материалов и АПЗ местные органы архитектуры и градостроительства в зависимости от сложности предполагаемых изменений принимают решение об осуществлении изменения помещений или иных частей здания в следующих случаях:
1) при технически несложном изменении, в совокупности:
- не требующем отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории);
- не снижающем расчетную несущую способность конструкций;
- не ухудшающем противопожарных, санитарных и архитектурно-эстетических качеств;
- не оказывающем вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации;
- не являющемся объектом, подлежащим проведению государственной вневедомственной экспертизы проектов.
Работы осуществляются по согласованному с местными органами архитектуры и градостроительства упрощенному проекту (эскизу), выполненному любым лицом. Решение об отнесении планируемых изменений к разряду технически несложных принимается местными органами архитектуры и градостроительства;
2) при всех иных планируемых изменениях помещений работы должны осуществляться по проекту, выполненному в объеме, установленном АПЗ.
Один из вышеуказанных вариантов решения, принятого местными органами архитектуры и градостроительства, фиксируется в АПЗ.

В АПЗ также указывается установленная нормами законодательства необходимость проведения экспертизы (экспертиза архитектурно- градостроительной документации) проекта намеченных изменений помещений (частей здания) либо отсутствие такой необходимости.
В населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных зонах (районах с возможным сейсмическим воздействием интенсивностью 7 и более баллов), в случаях, если планируемая реконструкция или перепланировка требует изменения конструктивных решений, то в АПЗ указывается на необходимость получения заключения специалистов по сейсмостойкому строительству или специализированных организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
Сроки рассмотрения документов, предоставленных заявителями в местные органы архитектуры и градостроительства для выдачи исходных данных и АПЗ на разработку проекта реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений или иных частей жилого здания (или мотивированного отказа в их выдаче), не должны превышать пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

Далее следует разработка проекта.
Разработчики проекта обязаны указать в проекте сведения о наличии или отсутствии проектных решений, затрагивающих интересы других собственников как в процессе работ по изменению помещений или иных частей здания, так и при последующей эксплуатации измененного объекта.
При необходимости проект сопровождается нотариально засвидетельствованным письменным согласием других собственников, интересы которых затрагивает планируемое изменение помещений (части жилого дома) или перенос границ помещений.
Необходимость указанного согласия других собственников устанавливается в зависимости:
1) от планируемых заявителем изменений – местными органами архитектуры и градостроительства при выдаче АПЗ;
2) от принятых проектных решений – разработчиком проекта.
В населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных зонах, к проекту прилагается заключение о возможности (или невозможности) реконструкции или перепланировки помещений в жилых зданиях существующей застройки, необходимость которого указывается в АПЗ, подготовленное в соответствии с действующими нормативно-техническими требованиями.

Следующий этап – согласование.
Разработанный в соответствии с АПЗ и другими исходными материалами проект реконструкции предоставляется в местные органы архитектуры и градостроительства для согласования.
Местные органы архитектуры и градостроительства рассматривают проект изменения помещений (частей здания) на их соответствие требованиям АПЗ, исходным данным и установленным государственным нормативно-техническим требованиям (условиям, ограничениям).
В зависимости от уровня сложности планируемых изменений, их безопасности в ходе реконструкции, а также при последующей эксплуатации, ожидаемого воздействия на устойчивое функционирование здания в целом, прочность и надежность конструкций, окружающую среду или санитарное состояние местные органы архитектуры и градостроительства проводят необходимые согласования проекта с местными органами:
1) противопожарной службы;
2) санитарно-эпидемиологической службы;
3) экологической службы.
При рассмотрении проекта изменения помещений (частей здания), поданного на согласование, местные органы архитектуры и градостроительства либо согласовывают его, либо отказывают в согласовании.

В случае согласования проекта изменения помещений (частей здания) местными органами архитектуры и градостроительства выдается разрешение на производство строительно-монтажных работ по изменению помещений (частей здания).
В случае, если проект не прошел согласования, местные органы архитектуры и градостроительства отказывают в выдаче такого разрешения, о чем письменно сообщают лицам, заинтересованным в изменении помещений, с обоснованием такого отказа и указанием нормативных правовых актов или нормативно-технических документов, на основании которых отказано.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на производство строительно-монтажных работ по изменению помещений (частей здания) может иметь место только:
1) если за время, прошедшее со дня принятия решения местными исполнительными органами о реконструкции (перепланировке, переоборудовании), оно потеряло силу;
2) если проект не был утвержден или утвержден с нарушением установленного порядка; 3) при отказе в согласовании проекта вышеперечисленными службами или наличии отрицательного заключения экспертизы проектов;
4) при несоответствии проекта нормативно-техническим документам.
Сроки выдачи разрешения на начало производства работ по изменению помещений (частей здания) или отказа в его выдаче не должны превышать 15 рабочих дней с момента подачи проекта на согласование.
Только после получения разрешения можно приступить к реконструкции, перепланировке и переоборудованию помещений.

Подготовил Бахыт КАСЫМБЕКОВ.
Фото взято из открытых источников.