Историческому центру Алматы намерены придать особый статус и ввести мораторий на точечную застройку в центре. Для решения проблем с экологией предложено снизить количество автомобилей, а для повышения безопасности людей — вынести аэропорт за территорию города. Об этом стало известно в ходе первого обсуждения проекта корректировки Генерального плана развития Алматы на 2020–2030 годы.

— В генплане есть большой трёхтомный раздел, посвящённый памятникам истории и архитектуры. К имеющимся 137 объектам местного и республиканского значения дополнительно обследовано порядка 230. Почти все они расположены в историческом центре города, так называемом золотом квадрате. Для их сохранения предлагается придать этой территории особый статус и ввести мораторий на точечную застройку с ограничением этажности и сохранением всех памятников и их охранных зон, — сообщил в своей презентации заместитель директора ТОО «Алматыгипрогор-1» Алтай Сатыбалдиев.

Что касается экологии, то, по его словам, для улучшения ситуации необходимо снизить количество машин:
— На сегодня в городе зарегистрировано свыше 540 тыс. автомобилей плюс 200–300 тыс. въезжающих ежедневно. Это 800 тыс. маленьких котельных дымят в городе. Изменить климат мы не можем, но можем уменьшить количество машин, которые колесят по городу. Для этого предлагаем на востоке, западе, севере Алматы построить пересадочно-перехватывающие транспортные узлы, где приезжие граждане, постоянно посещающие город для учёбы и работы (15 и 16 % соответственно), смогут оставить свои автомобили. Это поможет на 60–70 % уменьшить транспортные потоки в Алматы.

Также Сатыбалдиев подчеркнул, что нахождение аэропорта в теле города является постоянным риском чрезвычайных происшествий и шумового давления на жителей:
— Территория взлёта, полёта, посадки и ожидания покрывает практически ⅔ территории города. Мы предлагаем вынести аэропорт в сторону старой Николаевки, на недействующий военный аэродром. Там нет туманообразования, дуют ветра, нет плотной застройки. В целом это очень перспективная территория, на которой можно создать мультимодальный транспортный центр: воздушный, железнодорожный и автотранспортный.

По словам эксперта, развитию Алматы также мешает неэффективное использование территорий и высокая миграционная составляющая:
— Около 60 % жителей живёт в многоэтажках, занимающих 20 % территории города, 40 % живёт в малоэтажках на порядка 80 % земли. При этом ежегодно численность населения увеличивается на 45–50 тыс. человек, из которых 20 тыс. — естественный прирост, остальные — миграционная составляющая.

В целом в рамках корректировки генплана предлагается:
— создать новые транспортные системы: BRT, LRT, электротранспорт;
— увеличить площадь зелёных насаждений в три раза: с 6 до 16 кв. м на человека;
— расширить поймы рек от незаконной застройки и высадить на подходящих участках зелёные насаждения;
— ограничить темпы роста численности населения Алматы — построить города-контрмагниты в сторону Капшагая;
— развивать Иссык, Узунагаш, Талгар и др. пригородные территории;
— вынести промышленные предприятия за пределы селитебной территории: индустриальную зону в Ауэзовском районе; зону «Арна» в сторону Капшагая; и зоны, намеченные к строительству вдоль БАКАД;
— увеличить плотность магистральных транспортных сетей: разгрузить центр и оснастить окраины.

Сатыбалдиев акцентировал, что генплан не рассматривает размещение зданий, а оперирует только территориями города, их назначением, функциональным использованием и планировочной структурой:
— Размещение зданий, их этажность рассматриваются в проекте детальной планировки. Последует ещё несколько встреч. Мы открыты для предложений общественности и профессионального сообщества. По итогам обсуждений принятый и утверждённый генплан станет нормативным документом, имеющим статус закона. С ним будут скоординированы все важнейшие документы Алматы: стратегия развития, мастер-план.

Намечен цикл обсуждений по темам:

  • Градообразующий фактор (стратегия развития города).
  • Плотность и правила застройки (функциональное зонирование).
  • Историко-архитектурный опорный план (охранная зона памятников).
  • Взаимодействие центра с периферией города.
  • Транспорт (концепция развития, маятниковая миграция, Алматинская агломерация).
  • Безопасность.
  • Система территорий природного комплекса и особо охраняемых территорий (экология, орошение, озеленение).
  • Реализация генплана.
  • Экономические приоритеты (инвестиции).
  • Социальная инфраструктура.

Свои предложения горожане могут высказать там либо отправить их на press@ugpu.kz. Ближайшая встреча состоится 17 марта в 18:30 по адресу: пр. Абая, 90, 1-й этаж. Окончательное утверждение генплана Алматы пройдёт в октябре.