Как себя вести с сотрудниками коллекторских агентств? На что казахстанцы имеют право при контакте с взыскателями? Какие правила должны соблюдать коллекторы? Нацбанк РК подготовил специальную памятку.

Что нужно сделать, если к вам обратились коллекторы

1. Проверить наличие коллекторского агентства в Реестре коллекторских агентств. Их деятельность законна только после регистрации в Нацбанке и внесения в специальный список. Ознакомиться с ним можно здесь.

2. Уточнить в договоре с банком или микрофинансовой организацией (МФО) наличие пункта о привлечении третьих лиц за взысканием. Если такого пункта нет, то обращение коллекторов незаконно.

Банки и МФО при наличии согласия заёмщика могут уступить право требования по займу, то есть продать его коллекторскому агентству. При этом коллекторы обязаны соблюдать условия уступленного договора и все требования и ограничения, предъявляемые к банкам и МФО.

В то же время МФО запрещено привлекать коллекторское агентство для взыскания задолженности по договору, заключённому с физическим лицом и обеспеченному залогом в виде жилья.

3. Подсчитать количество дней просрочки по платежам. Банки вправе уступить права требования только при наличии у заёмщика просрочки по договору банковского займа более 90 дней, а по ипотечному займу физического лица — более 180 дней.

После того как к вам обратились коллекторы, банки и МФО уже не вправе подавать на вас в суд для взыскания долга и требовать выплаты вознаграждения, комиссий и иных платежей, начисленных после обращения взыскателей.

Как должен себя вести коллектор
— При первичном контакте обязан представиться, сообщить номер учётной регистрации в Реестре коллекторских агентств, контакты агентства, указать название кредитора и информацию о задолженности.
— Проводить телефонные переговоры и личные встречи только с 8:00 до 21:00 в будние дни — не более трёх и одного раза в неделю соответственно.
— Предоставлять по требованию должника информацию и копии документов, подтверждающих полномочия коллекторского агентства, за исключением коммерческой или иной информации.
— Фиксировать процесс переговоров с помощью аудио-, видеотехники в помещении коллекторского агентства.
— Обеспечивать сохранность документов и информации, полученных от кредитора, должника, его представителя или третьих лиц.

Коллекторскому агентству категорически запрещено угрожать, оскорблять, шантажировать, вводить в заблуждение должника, а также разглашать его коммерческую или иную охраняемую законами РК тайну.

Если коллекторы нарушили ваши права, обратитесь в Нацбанк либо его территориальные филиалы:
— Алматы, ул. Айтеке би, 67, 8 (727) 2 788-104 (вн. 5399);
— Астана, ул. Бейбитшилик, 21, +7 (7172) 70 33 33.

К слову, в 2018 году в отношении коллекторских агентств было применено пять санкций в виде штрафов и 14 ограниченных мер воздействия.