Акимат Алматинской области начал проверку законности строительства жилых домов близ аэропорта и взлётно-посадочных полос. Об этом krisha.kz сообщил пресс-секретарь областного акимата Галымурат Жукел. Подробности и выводы ведомство обещало сообщить по окончании проверки.

Редакция направила официальные запросы о допустимости размещения жилья вблизи ВПП после авиакрушения, произошедшего 27 декабря в Алматы.

Напомним, пассажирский самолёт авиакомпании Bek Air, рейс №Z2100, следовавший по направлению Алматы — Нур-Султан, потерпел крушение при взлёте. Он потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Затем произошло столкновение с двухэтажным строением, предположительно жилым, расположенным в посёлке Гульдала. Этот объект находился всего в 15 метрах от взлётной полосы (ВПП). Рядом есть ещё несколько таких же объектов.

После трагедии президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил изучить вопрос законности частной застройки в непосредственной близости к границе аэропорта.

Вскоре юрист по земельным вопросам Бакытжан Базарбек опубликовал в Facebook серию сообщений о том, что целевое назначение участков в посёлке Гульдала было изменено незаконно:

«Земельные участки и район, застроенный частными домами между сёлами Гульдала и Альмерек Талгарского района, где рухнуло воздушное судно BekAir, застроены с грубым нарушением земельного законодательства. Согласно постановлению правительства, касательно утверждения радиуса Алматинской агломерации указанные земельные участки раньше были землями сельскохозяйственного назначения. Позже целевое назначение было незаконно изменено на ЛПХ (личное подсобное хозяйство). Также многие застроенные участки оформлены под КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство). Люди построились на сельхозземлях самовольно».

Krisha.kz связалась с юристом, чтобы выяснить происхождение этих сведений, однако Базарбек сообщил, что не может раскрыть источник информации.

Юрист Бахыт Касымбеков прокомментировал ситуацию относительно близости объектов к ВПП так:

— В идеале территория вокруг аэропорта должна быть менее застроенной. Но поскольку город расширяется, население увеличивается, растёт и застройка. Есть такое понятие, как «земли воздушного транспорта», согласно генплану, для аэропорта выделена определённая территория. Участок может относиться к этой категории, но быть при этом в собственности у граждан. Падения самолётов  форс-мажор, редкость. Такие вещи предугадать невозможно. Но люди, проживающие в этой зоне, должны осознавать риски. Они есть, даже если территория, согласно документам, пригодна для проживания.

Krisha.kz продолжит следить за развитием событий.