Центр Алматы «убили» многочисленные торгово-развлекательные комплексы. Они перетянули на себя внимание горожан. Теперь власти вынуждены предпринимать различные меры, чтобы вернуть алматинцев на улицы города. Об этом на круглом столе «Город без окраин: перспективы полицентричности Алматы» рассказал начальник архитектурно-планировочного отдела ТОО «ПИ Алматыгипрогор-1» Алтай Сатыбалдиев.

— Строительство крупных торгово-развлекательных комплексов сыграло свою роль, скажем так, в «убийстве» центра города. В пору нашей молодости он был насыщен пешеходными потоками, горожане любили отдыхать здесь, на площади, возле цирка. В последние 10 лет центр планомерно «умирал», потому что его функции забрали ТРЦ. Сейчас мы пытаемся вернуть людей на улицы, — сообщил Сатыбалдиев.

Он рассказал и о промахах, допущенных при обустройстве пешеходных зон на улицах Панфилова, Жибек жолы, Гоголя, Кабанбай батыра и площади Астана.

— Конечно, сначала надо было продумать развитие общественного транспорта. В этом плане есть отставание. Но другого пути для нашего города нет. Это было безальтернативное решение. Если мы не сократим поездки на личном транспорте, то Алматы может стать непригодным для проживания. В ближайшие два-три года станут известны ещё пять улиц Алматы, которые также станут полупешеходными, — добавил Сатыбалдиев.

По его словам, работа по освобождению центра города от личного автотранспорта будет продолжена. Так, предполагается создание трёх транспортно-пересадочных узлов: один — на Кульджинской и Талгарской трассах, второй — в сторону Капшагая, третий — в сторону Каскелена.
— Известно, что въезжающие ежедневно в город 250–270 тысяч машин плюс имеющиеся 540 тысяч дают 80 % вредных выбросов в окружающую среду. Смысл в том, чтобы приезжие оставляли на этих узлах свои машины и двигались по городу на общественном транспорте, но для этого его нужно сделать скоростным и электрофицировать, — отметил он, добавив, что ориентация на метро и ЛРТ у властей остаётся приоритетной.

Также Сатыбалдиев рассказал, что до 2030 года Алматы не будет расширяться, а будет развиваться в имеющихся границах. Более того, теперь упор будут делать на полицентричности — создании жизненно важных пространств во всех районах города.

Для этого, в частности, за пределы Алматы будет вынесено порядка 26 промышленных предприятий. В настоящее время они не функционируют, а выполняют роль складов и транспортных узлов. По словам эксперта, уже готовы эскизные проекты некоторых из них: территории бывшего Алматинского завода тяжёлого машиностроения, вагоноремонтного завода, части завода им. Кирова. Их перенесут в индустриальную зону в Алатауском районе, а также в район станции Арна и в сторону Капшагая (п. Заречный). Освободившиеся пространства будут использованы для селитебных территорий: строительства парковых зон, площадей, создания спортивных и досуговых центров для населения.