На «Саяхате» в Алматы предложено открыть культурный объект, а на территории университета «Нархоз» обустроить велодорожки. Такие предложения сделали архитекторы, урбанисты и инженеры в ходе летней школы, прошедшей с 8 по 12 августа при содействии проекта «Устойчивый транспорт Алматы».

В ходе обучения перед специалистами были поставлены задачи по трансформации таких проблемных объектов в плане транспортной и пешеходной доступности, как:
— территория возле бывшего автовокзала «Саяхат»,
— университет «Нархоз»,
— мкр «Целинный» в Астане.

1. На территории «Саяхата» имеются следующие проблемы: улично-транспортная инфраструктура плохо справляется с имеющейся нагрузкой, виды транспорта слабо интегрированы между собой, отсутствует комфортная пешеходно-велосипедная инфраструктура. Кроме того, в районе нет мест для досуга жителей.

Для решения проблемы урбанисты предложили: 

  • на улице Фурманова, ниже Райымбека, организовать транспортно-пересадочный узел;
  • улицу Пушкина освободить за счёт переноса транспортного потока на улицы Жангельдина и Фурманова;
  • построить СТО и АЗС на месте здания автовокзала, в том числе перенести сюда уже имеющиеся станции, расположенные близ жилья;
  • организовать культурный объект, например молодёжный центр, на месте пустыря;
  • построить дополнительную остановку ближе к ж.-д. вокзалу Алматы II.

2. На территории университета «Нархоз» выявлена следующая проблема: студентам и преподавателям (порядка 8 000 человек) сложно мобильно передвигаться между корпусами и общежитием (расстояние 2.5 км) за 30 минут перерыва. Для её решения предлагается построить велосипедные дорожки на проспекте Алтынсарина и на улице Берегового, частично изменить проезд автобуса № 31, а также провести благоустройство территории университета.

Кстати, руководство «Нархоза» готово начать воплощать проектные предложения в жизнь уже осенью. Сейчас проводится обсуждение изменений и подготовка к проектированию новых объектов.

3. Что касается мкр «Целинный» в Астане, то здесь целью является максимальное улучшение проживания жителей, для которых большие неудобства представляют транспортный проезд внутри двора, пустующая площадка, наличие нефункциональных объектов.

В итоге предложено сузить проезд до 3 м, преобразовать неработающую хоккейную площадку в детскую и спортивную, а также построить пешеходный переход к ближайшему детскому саду на улице Жарокова.

Елена Ерзакович

менеджер проекта «Устойчивый транспорт Алматы»

— Эти проекты мы передадим властям городов. К примеру, по кейсу автовокзала «Саяхат» настрой у акимата есть. Все документы по нему мы передадим в Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы, чтобы пересмотреть маршруты, остановки транспорта и реорганизации пространства. Что касается Астаны, то проект будет передан районным и городским властям.

По её словам, главная цель проведения летней школы — показать руководству Алматы и Астаны, как надо работать над проблемами.
— Все кейсы были сложными. На примере нашей летней школы мы увидели, что для решения подобных задач достаточно 4-5 дней работы. Ведь не секрет, что проектные институты для этого тратят месяцы и большие суммы, — добавила спикер.