В следующий понедельник, 23 октября, в силу вступают обновлённые Правила содержания жилищного фонда в г. Алматы (далее — Правила), утверждённые решением маслихата города.

«Крыша» разузнала, как эти изменения отразятся на горожанах, у председателя Ассоциации КСК г. Алматы юриста Аркадия Рубцова.

По его мнению, принятые правила не отвечают своей сути в целом, так как по большей части посвящены не регламентации вопросов содержания жилищного фонда, а его управлению. При этом сервисные организации, которые нанимает КСК для обслуживания, почему-то избавлены от финансовой и правовой отчётности.

Так, согласно п. 72 новых правил, все производственные расходы, например озеленение, санитарная обработка и устранение аварийных ситуаций, подлежат передаче субъектам сервисной деятельности, а именно они и составляют до 80 % от всех денежных средств, собираемых в КСК.

— Таким образом, до 80 % всех денег передаются в сервисные компании, у которых нет никакой ответственности и никаких обязанностей, закрепляемых данными правилами, только договор. При этом, согласно п. 98 Правил, выбор сервисных компаний по оказанию услуг органом управления вносится на общее собрание, что означает по факту проведения выборов и заключения прямых договоров с собственниками квартир. Наличие таких договоров даёт сервисной компании право прекратить любые отношения с кооперативом, — поясняет Рубцов.

Он отмечает, что есть большая правовая несправедливость в том, что КСК контролируется всеми, а субъект сервисной деятельности заботливо выведен из-под ответственности.

К сервисным компаниям, согласно пункту 99 Правил, относятся организации по оказанию следующих услуг:

  • техническое содержание общего имущества;
  • техническое обслуживание труб горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления, электроснабжения;
  • устранение аварийных ситуаций;
  • проведение сварочных и сантехнических работ;
  • санитарное содержание и эксплуатация общего имущества объекта кондоминиума;
  • уборка прилегающей территории;
  • обрезка зелёных насаждений;
  • установка и обслуживание домофона;
  • установка и обслуживание видеонаблюдения;
  • бухгалтерские;
  • юридические;
  • обслуживание интернет-ресурса;
  • техническое обслуживание лифтов и подъёмников инвалидных.

— Получается, что на все эти виды услуг никакой контроль не распространяется. Можно не вести приёма собственников, не указывать своё наименование, нет необходимости предоставлять отчёт, к тебе не придёт жилищная инспекция, и единственным органом, который может тебя проверить, будет КСК, при том, что председателей самих кооперативов никто и никогда серьёзно в нашей стране ничему не учил. И то эта обуза будет ликвидирована по факту проведения собрания и выбора субъекта сервисной деятельности. Закономерен вопрос: зачем и под кого или для чего создаётся такая правовая конструкция для злоупотребления? — возмущается юрист.

Ещё одну правовую дискриминацию эксперт видит в освобождении сервисных компаний от финансовой отчётности, которая есть у органа управления. Так, согласно п. 86 Правил, «орган управления обязан возвратить денежные средства, использованные на цели, не согласованные на общем собрании собственников помещений (квартир)». Эксперт удивляется, почему этой обязанности нет у субъекта сервисной деятельности, который будет получать до 80 % от всех собранных денег на содержание жилья.

Что касается других нововведений, то существенные изменения коснулись письменного опроса. Теперь его проведение лимитировано сроком 45 дней.

Согласно п. 42 Правил, «если в течение сорока пяти дней письменный опрос не завершён, а также в случае непринятия положительного решения по окончании письменного опроса, производится повторное собрание собственников помещений (квартир)».

— Фактически это открытый путь к саботажу всех решений, принимаемых в настоящее время. Если сейчас собственники знают, что рано или поздно вопрос решится именно письменным опросом, то теперь достаточно не голосовать и просто ждать истечения срока. Интересно, а кто будет в таком случае ответственным лицом за сбор листов письменного опроса, зная, что вся проделанная работа по процессуальному основанию может быть признана недействительной? — удивляется Рубцов.

Далее, впервые в Казахстане вводится понятие «старший по дому» (п. 46). Как отмечает юрист, его и зама надо избрать в течение 45 дней. При этом их функции нигде не указываются. К тому же в документе об этих ответственных лицах больше вообще ничего не говорится.

В правилах также прописываются дополнительные права жилищной инспекции, которых нет в действующем законодательстве. Так, п. 61 гласит: «Орган управления обязан обеспечить доступ собственникам помещений (квартир), должностным лицам жилищной инспекции и ревизионной комиссии к документам объекта кондоминиума для ознакомления».

— В данном случае государственные чиновники получили право, но не приобрели обязанностей. Получается, чиновник ознакомился с документацией, и что? Также непонятно, почему информацию для ознакомления жилищной инспекции обязан предоставлять только орган управления, а субъект сервисной деятельности ничего не обязан, — говорит эксперт.

К слову, на практике многие КСК аффилированы с сервисными компаниями, а это даёт ещё больший простор для непрозрачной деятельности. Ввиду последних изменений собственникам квартир придётся строже контролировать работу председателей и членов правления своих кооперативов.