В настоящее время уровень загрязнения атмосферного воздуха южной столицы имеет тенденцию к снижению. За четыре года он снизился на 22 %. Только от объектов энергетики в прошлом году доля выбросов уменьшилась на 8 %. Об этом в ходе отчётной встречи перед населением сообщил аким Алматы Бауыржан Байбек.

Несмотря на это, проблема экологии остаётся одной из самых острых для города.
— При росте населения Алматы в 1.5 раза количество легковых автомобилей за 25 лет выросло в 10 раз. Более 80 % выбросов в атмосферу приходится на автотранспорт. В 2016 году нами значительно усилена работа по контролю норм токсичности и дымности выхлопных газов. Так, взыскано 136 млн тенге (82 % от общей суммы штрафов). Надо отметить, что 67 % превышений норм зафиксировано у иногородних машин. У нас в городе 570 тысяч автомобилей, ещё 270 тысяч машин каждый день заезжает и уезжает. То есть они создают проблему, поэтому нам надо жёстче контролировать этот вопрос и усилить штрафы, — сказал аким.

При этом, по его словам, доля экологически чистого общественного транспорта на сегодняшний день выросла до 60 %. Почти четверть автозаправочных станций города реализует газовое топливо (в этом году их количество увеличат до трети). Общественный транспорт переведут на компримированный газ, будут созданы все условия для того, чтобы частники переходили на сжиженное топливо. Уже введены новые виды экотранспорта, до 2018 года количество станций «Алматы байк» увеличится в 5 раз.
— Приоритетной задачей также является газификация. Более 95 % частного сектора города уже газифицировано, до конца 2018 года планируется достичь 100 %. Так, ранее для 7 тысяч абонентов были проведены магистральные сети, но они не подключались из-за высокой стоимости. Мы переговорили с компаниями и снизили цены за подключение. Для некоторых категорий граждан оно стало бесплатным, для других предусмотрены скидки до 30–50 %. В результате за год подключено 6 100 домов. Также до 2020 года охватим 4 500 абонентов агломераций, прилегающих к городу. К сожалению, в Алматинской области в частном секторе топят дома, как правило, чем попало. Воздух этот несётся сюда. И соответственно, зимой, когда у нас безветренно, видим этот смог, — заявил Байбек.

Также аким напомнил, что по поручению главы государства введён запрет на строительство зданий больше 12 метров или трёх этажей выше Аль-Фараби и запрет на возведение любых зданий в горной местности.
— Проблема экологии свойственна всем крупным городам мира. И её можно решать, если применять системные жёсткие меры. Кстати, в Интернете часто читаю, что следует ввести платный въезд на территорию города для тех, кто живёт в Алматинской области. Но если мы это сделаем, то нарушим конституционное право казахстанца на свободу передвижения. Нужно учитывать, что там, где мы решаем одни проблемы, присутствуют интересы других горожан. Требуется подходить к этому вопросу комплексно: создавать города-спутники, рабочие места там, где люди проживают. Но вот про здания хочу ещё раз сказать. Я знаю, что в этом зале сидят активисты, которых волнуют вопросы экологии. Мы не меньше вашего за это переживаем. Если вдуматься, то ограничение строительства меньше трёх этажей — это какое количество миллионов, миллиардов для бизнеса потеряно, потому что проекты потеряли свою актуальность. И мы очень долго разъясняли бизнесу, что это нужно сделать в интересах города. Если и дальше мы продолжим строить высотные здания, то через десять лет, возможно, вся недвижимость упадёт в стоимости. Люди не захотят жить в этом городе. Мы должны думать о будущем, — предостерёг присутствующих градоначальник.

Помимо вышеперечисленного, аким пообещал постепенно ввести запрет на въезд на все склоны гор в Алматы:
— К сожалению, так сложилось — дашь возможность людям, они и на второй этаж дома заедут на машине, мусор будут на ней вывозить. Надо отойти от этой практики, перестраивать культуру горожан.

По словам Байбека, после ограничения въезда на ГЛК «Шымбулак» там стало значительно больше пешеходов.