Вчера, 31 марта, в Майами от сердечного приступа скончалась известный на весь мир архитектор Заха Хадид. Переоценить вклад, который она внесла в архитектуру, невозможно — спроектированные ею здания давно стали культовыми в Азии, Европе и США.

Работы Захи имеют уникальный архитектурный стиль, отличающийся динамикой, искажённой перспективой, а также острыми и кривыми углами, которые стали её визитной карточкой. В память о великом архитекторе и первой женщине, удостоенной Притцкеровской премии, мы собрали подборку из десяти сооружений, которые ещё не один десяток лет будут служить примером того, какими должны быть здания будущего.

Пожарная часть в виде «Стелса» в Вайль-ам-Райн (Германия)

Одним из первых проектов британско-иракского архитектора стала пожарная часть мебельной компании Vitra. Здание было спроектировано в 1993 году и с виду напоминает американский бомбардировщик «Стелс». Уже тогда работа Захи вызвала живейший интерес у мировой общественности.

Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати (США)

В 2003 году архитектор спроектировала свой первый музей. Когда смотришь на него, создаётся впечатление, что округлые по углам бетонные плиты буквально выкатывают 7-этажную постройку в мегаполис.

Центр водных видов спорта в Лондоне (Великобритания)

Именно за этот проект Заха Хадид получила Притцкеровскую премию. Здание было спроектировано в 2004 году, но построили его спустя 6 лет, ещё до того, как Лондон получил право проводить у себя XXX летние Олимпийские игры. Спортивный комплекс имеет изогнутую крышу, напоминающую летящую птицу.

Научный центр «Фэно» в Вольфсбурге (Германия)

Это строение возвели в 2005 году. При разработке проекта перед Хадид стояла сложнейшая задача — вписать здание с динамическими формами в индустриальный ландшафт небольшого немецкого города. Как и во всех других случаях, она справилась с поставленной задачей блестяще.

Станции канатной дороги в Инсбруке (Австрия)

Открытая в 2006 году канатная дорога в центре Восточных Альп по праву считается одной из красивейших в мире. Сложно поверить, что эти постройки были созданы на земле. С виду они скорее напоминают космические корабли или гигантские инопланетные растения.

Оперный театр в Гуанчжоу (Китай)

Футуристическое здание было построено по заказу китайских властей в 2010 году. Театр имеет два основных блока: один предназначен только для представлений, а второй, размерами поменьше, используют для проведения различных мероприятий. Главная стена внутри театра прозрачная. Это даёт посетителям возможность любоваться видами Жемчужной реки во время антракта. Ещё одна фишка — сцену и зрительские места можно передвигать.

MAXXI — Национальный музей искусств XXI века Рим (Италия)

В 2010 году Заха спроектировала ещё один музей. Сегодня он уже стал настоящим памятником Вечного города, что довольно сложно, учитывая его тысячелетнюю историю. Примечательно, что это один из самых крупных проектов архитектора — на его строительство ушло около 11 лет.

Мост Шейха Зайеда в Абу-Даби (ОАЭ)

Помимо социальных и жилых объектов, архитектурное бюро Захи проектировало и мосты. Одной из лучших считается переправа, построенная в 2010 году в столице ОАЭ. Изогнутые арки моста напоминают холмистые песчаные дюны, на которые подвешено дорожное полотно. Тем самым создаётся эффект волны. Вдобавок опоры подсвечиваются мягкими цветами динамичного освещения.

Центр Гейдара Алиева в Баку (Азербайджан)

Придётся сильно постараться, чтобы найти в архитектуре этого сооружения, построенного в 2012 году, хотя бы парочку прямых линий. Здание стало не только олицетворением постмодернистского стиля, но также символом бесконечности.

Культурный комплекс Dongdaemun Design Plaza в Сеуле (Южная Корея)

Этот проект соединяет дизайн и технологии, облачённые в фирменные «жидкие» архитектурные формы. Фасад здания представляет собой изогнутую конструкцию, состоящую из алюминиевых панелей, число которых превышает 45 тысяч единиц. В эксплуатацию центр сдали только в 2014 году.

Напомним, у архитектурного бюро Захи Хадид были и другие проекты, которые пока не построили. К примеру, отель с дырой посередине.