В Астане Общественному совету был представлен ряд проектов управления транспорта, в том числе концепция по ограничению въезда в город из пригорода и обустройству платных парковок.

Глава управления пассажирского транспорта столицы Едиль Сулейменов, выступая перед представителями общественности, пояснил, что ежедневно на дороги Астаны выезжает примерно 400 тысяч местных машин. Помимо этого, в сутки с шести направлений в столицу стекается до 74 тысяч транспортных средств из пригорода, которые усугубляют ситуацию в плане парковок, транспортных заторов и т. д.
Для повышения пропускной способности улиц разработан план, включающий введение платных придорожных автостоянок и даже опцию ограничения въезда в город.

По сути дела, такой механизм не регламентирован. Поэтому разработчики нашли выход в обустройстве платных участков на основных артериях, ведущих в город (шоссе Ондирис, Алаш, проспекты Абылай хана, Кабанбай батыра, Тлендиева, Коргалжынская трасса). Предположительно, только в часы пик.

В ходе обсуждения выяснилось, что члены Общественного совета не в курсе замысла чиновников. Целостную картину им не представили, сославшись на особенности документооборота и трудности делопроизводства.

Разработчики сообщили, что планировали вынести на обсуждение три постановления: об общем принципе, участках, о тарифах. Но такой подход маслихат не одобрил. Не понравилась совету и идея с придорожными автостоянками, тариф на которые, как выяснилось, может составлять 150–180 тенге в час.

После безуспешных попыток выяснить подробности всех скандальных инициатив секретарь маслихата города Астаны Сансызбай Есилов педложил временно свернуть проект:
— Когда это (документ. — Прим. ред.) впервые увидел, у меня волосы дыбом встали. Это породит социальную напряжённость. Наверное, мы ещё не всё сделали в городе, чтобы организовать нормальную инфраструктуру. Мы не использовали в полной мере ресурсы дорожной сети, чтобы идти на такие крайние меры. Если мы внедряем платный въезд, то должны сделать всё, чтобы люди комфортно могли доехать до города общественным транспортом. А люди жалуются, что в автобус влезть невозможно. Потом они спросят, куда смотрел Общественный совет?

Члены Общественного совета заявили, что инициативы управления имеют признаки нарушений прав человека.
— Что-то с вашим управлением не то, — обратился Есилов к авторам, — от ваших реформ уже колотит. Что за запретительные меры?

Разработчикам дали неделю, чтобы представить комплексный план и убедить депутатов в необходимости подобных шагов. Несмотря на то что транспортники заявили о готовности приступить к реализации проекта сразу после утверждения и регистрации в органах юстиции, в маслихате сомневаются, что в ближайший год что-либо изменится.

Авторы проекта обещали вернуться через неделю, заявив, что рано или поздно проект всё-таки будет принят и это дело времени.