Вчера датский архитектор Ян Гейл прибыл в Алматы с трёхдневным визитом. Во время встречи с представителями акимата он представил концепцию развития мегаполиса и обозначил несколько первостепенных шагов, которые необходимо предпринять властям. Мы побывали на мероприятии и ознакомились с планом, составленным европейским специалистом.

По мнению г-на Гейла, наилучшей стратегией для развития южной столицы является ориентирование городского пространства на людей, а не на автомобили. Напомним, ранее архитектор изучил особенности мегаполиса и разработал рекомендации, как сделать его комфортным для жизни.

В прошлом году сразу в нескольких районах Алматы началась реализация проекта по созданию пешеходных зон, мест отдыха, спортивных и детских площадок в рамках представленной Гейлом концепции. По словам архитектора, использование автомобилей — вынужденная мера.

«Города, спроектированные в прошлом столетии, устроены таким образом, что людям ничего не остаётся, как передвигаться на машине. Добраться от точки А до точки Б пешком за разумный период времени в них невозможно. И сейчас жители просто не представляют себе, что использовать частный транспорт необязательно», — рассказывает Ян Гейл.

В качестве положительного примера города, жители которого отказались от автомобилей, архитектор привел Копенгаген. Он подчеркнул, что в 60-х годах, этот европейский город был точно таким, как Алматы сегодня, правда, без такого уровня загрязнённости воздуха. Сейчас в столице Дании, по данным Гейла, 45 % населения передвигается на велосипедах. Но там это случилось не за один день, изменения происходили постепенно.

«Долгие годы мы "приглашали“ в города машины. Что произойдёт, если мы сегодня в два раза увеличим ширину дорожной части улиц Алматы? Спустя несколько лет поток машин увеличится вдвое. Чем больше пространства отводишь под те или иные нужды, тем оно и заполняется. Мне хочется, чтобы Алматы "приглашал“ именно людей. В нашей концепции мы попытались проработать примеры того, каким образом в Алматы создать условия, чтобы люди проводили время в общественных пространствах», — пояснил он.

Также известный архитектор представил конкретные шаги, которые он сделал бы в первый день, если вдруг стал бы акимом Алматы. Так, в первую очередь он отказался бы от подземных и надземных пешеходных переходов, сделав «зебры» на поверхности. По его мнению, это существенно облегчит жизнь пешеходам. Помимо этого, он выделил бы широкую полосу в центре дороги, где человек мог бы оставаться в безопасности при пересечении улицы.

Не остались без внимания и алматинские деревья. Гейл подчеркнул, что в городе прекрасное озеленение, но его нужно привести в надлежащий вид. В частности, спилить нижние ветви, что увеличит обзор и добавит привлекательности городу.

Во время встречи эксперта городского планирования спросили, что делать в случае, если дерево стоит на месте будущей пешеходной зоны или велодорожки? Ведь в основном зелёные насаждения у нас расположены именно вдоль дорог.

«Я не вижу здесь проблемы. Ширина вашей проезжей части позволяет оформлять велосипедные дорожки и пешеходные зоны, не затрагивая существующие деревья. Но если совсем нет другого выхода и дерево действительно мешает, то можно рассмотреть вариант его переноса в другое место», — ответил он.

В планах архитектора ещё несколько встреч, в том числе с частными компаниями, которые занимаются благоустройством Алматы, и студентами.