7 вопросов об оценке квартиры или дома

Автор: Инна Пчелянская. | Фото: bfmufa.ru

Сегодня «Крыша» совместно с Республиканской палатой оценщиков РК ответит на распространённые вопросы относительно оценки недвижимости.

Зачем она нужна?

  • Чтобы узнать стоимость объекта при купле-продаже или аренде.
  • Для банков — при оценке залогового имущества.
  • Для налогообложения — при продаже жилья, находящегося в собственности менее одного года.
  • Чтобы узнать объём ущерба, причинённого имуществу, например, при пожаре или заливе.

Кто может быть оценщиком?

Как физические (ИП), так и юридические лица. Они обязаны иметь соответствующую лицензию, полученную в Минюсте. Данная деятельность в Казахстане регламентируется нормами закона «Об оценочной деятельности».

С чего всё начинается?

  1. С выезда оценщика на объект и сверки документов собственника на жильё (правоустанавливающий и техпаспорт) с фактическим его состоянием. Если заказчик не предоставит документы или другую необходимую информацию, специалист может отказать в оценке.
  2. Когда с документами и техническим состоянием недвижимости всё в порядке, между индивидуальным оценщиком или оценочной компанией и собственником заключается договор.

После его исполнения и передачи отчёта об оценке заказчику производится 100%-я оплата. Никаких авансов и предоплат быть не должно!

Что должен содержать договор?

— Реквизиты заказчика и оценщика (для физического лица — фамилия, имя, отчество, место жительства; для юридического лица — наименование, почтовый адрес, банковские реквизиты);
— местонахождение и наименование объекта, вид определяемой стоимости;
— вид оценки;
— вид объекта;
— сроки проведения;
— указание на стандарты оценки, которые будут применяться при её проведении;
— условия, порядок и размер оплаты за оказываемые услуги;
— права, обязанности и ответственность сторон;
— реквизиты документа, подтверждающего право собственности заказчика на объект оценки, либо иные основания, предоставляющие право заказчику на заключение договора;
— реквизиты лицензии на право осуществления подобной деятельности (номер и дату выдачи лицензии с указанием органа, выдавшего её).

Общеизвестно, что при оценке банковских залогов аффилированные с БВУ оценочные компании ставят цену на 15–20 % ниже рыночной. Важно знать, что заказчик вправе самостоятельно выбирать специалистов, а банк не имеет права не принять такую оценку.

Как оценивают жильё?

Чаще всего сравнительным методом на основе цен продаж или предложений аналогичных объектов на дату оценки. Оценщик собирает информацию из открытых источников по покупке или продаже объектов, аналогичных оцениваемому. Выбирает не менее трёх. Сравнивает их цены и другие характеристики. Применяет корректирующие коэффициенты для получения единого показателя рыночной стоимости.

Поскольку цены предложений, как правило, завышены, оценщики при учёте стоимости аналогичных объектов скидывают 10–20 % от средних цен за квадрат.

Составленные отчёты хранятся у оценщика в течение 5 лет.

Сколько стоят услуги оценщиков?

  • За квартиру площадью менее 100 кв. м — от 5 000 тенге, жилой дом с земельным участком — от 10 000 тенге. При площади более 101 квадрата добавляется 50 тенге за каждый квадратный метр.
  • Земельный участок под ИЖС, ЛПХ, садоводство — от 10 000 тенге, под строительство коммерческой недвижимости, МЖС и крестьянское хозяйство — от 15 000 тенге, для сельскохозяйственных угодий — от 20 000 тенге.
  • Ущерб имущества (залив, пожар и т. д.) — от 15 000 до 50 000 тенге.
  • Магазин, офис — от 15 000 тенге за объект площадью 100 кв. м + 40 тенге за 1 кв. м свыше 101 квадрата.
  • Административное, складское, производственное здание — от 15 000 тенге за объект до 25–60 тенге за 1 кв. м (чем больше площадь, тем меньше плата).

Во всех случаях нужно дополнительно платить за выезд оценщика.

Что должно быть указано в отчёте об оценке?

— Наименование или ФИО оценщика;
— номер и дата выдачи лицензии;
— вид определяемой стоимости;
— дата составления отчёта и дата оценки;
— наименование, местонахождение и описание объекта;
— подходы и методы, использованные при проведении оценки;
— её стандарты;
— фактические данные с указанием источника их получения;
— обоснование расчёта;
— результат;
— иные сведения, необходимые для полного и однозначного толкования результата.

Отчёт состоит из 10–20 листов, готовится за 1-2 рабочих дня. Составляется в двух экземплярах: один хранится у заказчика, второй — у оценщика. Документ должен быть подписан и заверен печатью исполнителя. Если оценщиков, как и объектов, было несколько, подписаться должен каждый из них.

Отчёт об оценке является официальным документом, который принимается к рассмотрению кредитными отделами банков, судами и другими госучреждениями. При несогласии с выводами оценщика заказчик может оспорить его отчёт в суде.

Опубликовано 8 февраля 2017 г., 14:23.
5403 просмотра

Другие публикации

1
из