Статьи24 February 2017, 14:35
22.9 тыс.

Что не так с воздухом Алматы?

Что не так с воздухом Алматы?
Фото: krisha.kz

Проблема загрязнения воздуха в Алматы поднимается не первый год. Начиная с середины 90-х экологи и активисты бьют тревогу в надежде привлечь внимание властей и общественности. И хоть первые стараются принимать различные меры, воздух мегаполиса не становится чище, напротив, с каждым годом он всё более видим и осязаем.

Климатические особенности

По мнению экологов, причина, не позволяющая воздуху Алматы очищаться, — плохая проветриваемость. Город расположен в межгорной котловине у подножия Заилийского Алатау. Здесь часто наблюдается безветрие, туманы и мощные приземные инверсии температуры.

Суть этого явления в том, что воздух на высоте становится тёплым, а не холодным, как должно быть. Вследствие этого опустившийся с гор холодный бриз оказывается придавленным к земле более тёплыми слоями воздушного бассейна. Воздух застаивается, а учитывая ещё и низкую скорость ветра (среднегодовая не превышает 1.7 м/с), можно представить, что происходит с горожанами. Алматинцы находятся как бы под колпаком различных химических загрязнителей.

Чистый воздух можно наблюдать в городе только рано утром, и то ближе к горам, на расстоянии 15–20 км от гор. Ближе к полудню город накрывает шапка смога. К слову, даже эта небольшая предгорная черта была застроена в середине 2000-х многоэтажками и коттеджами, ещё больше перегородив поступление чистого воздуха. Только в прошлом году, после поручения президента, появился запрет на строительство высотных зданий более 12 метров выше пр. Аль-Фараби.

Какие вредные вещества содержатся в воздухе города?

Это взвешенные частицы (ВЧ) — пыль, зола, сажа, дым, сульфаты, нитраты; газы — диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы, формальдегид, фенол, хлор, аммиак, сероводород и др.; тяжёлые металлы — свинец, кадмий, бериллий, ртуть, цинк.

Экологи утверждают: наибольший объём загрязнений в воздухе Алматы приходится на ядовитые газы: диоксид азота, оксид углерода и формальдегид, а также ВЧ. Их источниками являются выхлопные газы автомобилей, выбросы ТЭЦ, сжигание твёрдых отходов и др.

При небольших концентрациях газов у нас болит голова, нарушается внимание, портится сон, повышается давление, появляется першение в горле. При длительном воздействии происходят уже хронические изменения дыхательных путей, нарушение обменных процессов, угнетение нервной системы и снижение защитной функции. организма. Среди грозящих заболеваний бронхит, астма, аллергия, рак лёгкого, ишемическая болезнь сердца, инсульт, рак мочевыводящих путей и мочевого пузыря. Более того, постоянное вдыхание загрязнённого воздуха, по данным ВОЗ, сокращает продолжительность жизни человека на 8–10 лет.

По уровню заболеваемости органов дыхания Алматы занимает первое место в Казахстане.

Как измеряются уровни загрязнения?

Для измерения уровней опасности вредных веществ в Казахстане приняты гигиенические нормативы с их предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Для каждого вещества они свои. Нормы можно узнать здесь.

По информации РГП «Казгидромет», ежедневно в атмосферном воздухе южной столицы определяются 14 примесей, таких как диоксид серы, оксид углерода, диоксид и оксид азота, фенол, формальдегид, содержание тяжёлых металлов: кадмия, меди, мышьяка, свинца и хрома, а также ВЧ размером от 2.5 до 10 мкм (PM2.5 и PM10).

Помимо этого ежегодно проводится расчёт индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) по величинам среднегодовых концентраций. В Алматы рассчитывается индекс по пяти веществам — из всех веществ, за которыми ведутся наблюдения, выбираются пять с наибольшим превышением норматива. Как правило, это диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, фенол, формальдегид.

С 2014 по 2016 год показатели ИЗА5 в Алматы составляли 10, 7.6 и 7 единиц соответственно. Низкий ИЗА равен 5 или меньше, повышенный составляет 5–7, высокий — 7–14, очень высокий равен 14 или больше.

Власти отмечают снижение показателя как улучшение ситуации, признавая при этом, что остаётся высокий уровень загрязнения, соответствующий III классу.

Однако не всё так радужно. Улучшение показателей, скорее всего, связано со смягчением в 2015 году норм ПДК и понижением класса опасности нескольких веществ (в частности, диоксид азота, формальдегид). В алматинском департаменте по защите прав потребителей пояснили, что изменения были приняты в профильном тогда Министерстве национальной экономики РК.

Приведём пример: в 2014 году, по данным Казгидромета, в Алматы наблюдалось следующее превышение ПДК веществ:

  • диоксида азота — в 1.5–5 раз,
  • формальдегида — в 3–5 раз,
  • диоксида серы — почти в 2 раза,
  • взвешенных веществ — в 1.5 раза.

А уже в первые месяцы 2016-го формальдегид показал превышение ПДК всего в 1.5 раза, диоксид азота стал выше нормы в 2-3 раза, все остальные примеси — практически соответствовать своим нормам.

Сегодня наблюдения за состоянием воздуха ведутся на 16 стационарных постах при норме 28 единиц. При этом государство не думает увеличивать их количество. РГП «Казгидромет» сообщает, что бюджетные заявки, предусматривающие расходы на покупку и установку новых автоматических постов, в последние годы (2016–2018 гг.) не поддерживаются финансово.

Напомним, в прошлом году высокий уровень загрязнения зафиксирован в Алматы, Астане, Актобе, Балхаше, Жезказгане, Темиртау, Караганде, Шымкенте и в п. Акай.

Кто виноват?

По данным акимата, источниками вредных выбросов в Алматы являются:

  • автотранспорт — 80 %, или 231 тыс. тонн в год,
  • объекты теплоэнергетики — 12.5 %, или 37 тыс. тонн,
  • частный жилой сектор — 5.6 %, или 11 тыс. тонн,
  • промышленные предприятия — 1.9 %, или 6 тыс. тонн.

Но здесь важно сказать также:

  1. О высокой зольности (порядка 40 %) экибастузского угля, являющегося топливом для ТЭЦ-2.
  2. Об уплотнённой застройке без учёта розы ветров в городе, а также в парковых и водоохранных зонах.
  3. О вырубке «лёгких» мегаполиса, способных поглощать до 70 % пыли, грязи и шума.

В прошлом году только официально снесено около 11 тысяч деревьев, санитарной обрезке подверглось порядка 50 тысяч насаждений. Несмотря на то что компенсационные и плановые высадки в прошлом году составили более 80 тысяч деревьев, умалчивается, сколько растений приживается на новых местах. Не говоря уже о том, что подобные высадки проводятся не на месте сноса, сводя на нет усилия по восполнению воздуха конкретного участка кислородом. И конечно, уменьшение зелёного пояса вокруг Алматы (вырубка деревьев в национальных парках) ещё больше усугубляет проблему.

Что было сделано и что предпринимается?

В южной столице действует утверждённый на 2016-2017 годы Комплексный план мероприятий по улучшению атмосферного воздуха Алматы. Он состоит из 51 мероприятия пяти приоритетных направлений:

  • экологизация автотранспорта,
  • оптимизация транспортного движения,
  • снижение загрязнения воздушного бассейна стационарными источниками,
  • развитие зелёного фонда и благоустройство территорий,
  • управление отходами.

Наиболее значимые изменения и планы

— На станциях АО «АлЭС» установлены пылеулавливающие очистные сооружения, эмульгаторы со степенью золоулавливания 99.2 %.

— ТЭЦ-1 переведена на газ.

— На ТЭЦ-2 установлен новый котельный агрегат с эмульгатором со степенью очистки 99.5 % и модернизированными горелочными устройствами для подавления окислов азота.

— Завершено строительство второй очереди проекта по прокладке труб газопровода от АГРС к Западному тепловому комплексу.

— 98 % частного сектора подключено к газу и построено 15 542 км газопровода, продолжается дальнейшая газификация посёлков и садоводческих обществ, расположенных в пригородной зоне.

— До 2020 года к газу подключат 4 500 абонентов агломераций, прилегающих к городу.

— Ведутся работы по выкупу и изъятию участков для строительства второй очереди первой линии метро (2017–2019 гг.).

— Обновляется общественный транспорт — более 55 %.

— Количество автобусов на природном газе увеличилось с 600 до 737.

— Растёт количество мультизаправочных комплексов: на 24 % АЗС реализуется газовое топливо. Планируется строительство 19 мультизаправочных комплексов.

— Производится установка 30 электрозарядных станций для электромобилей за счёт бюджета.

— Ограничен въезд в урочище Шымбулак.

— На въездах в город действуют 13 экологических постов по контролю норм токсичности и дымности автотранспортных средств.

— В 2017 году намечено построить парковки на 8 500 мест: четыре площадочного типа на 4 000 мест (ул. Северное кольцо, рынки «Ялан», «Алатау», «Алмалы-Олжа») и тротуарного на 4 500 машино-мест.

— Стартовал проект платных автопарковок.

— В течение трёх лет будет построен один многоуровневый паркинг.

— Продолжится работа по организации выделенных полос общей протяжённостью 86 км на ул. Толе би, Наурызбай батыра, Желтоксан и пр. Райымбека.

— Ведётся разработка ПСД по организации пешеходных зон в центре города.

— Намечено ввести платный проезд на основных автомагистралях.

— В этом году начнётся строительство БАКАД, которая значительно разгрузит центр города от транзитного транспорта.

— Производится установка велопарковок — осенью прошлого года запущено 50 на 270 мест.

Кстати, систему легкорельсового транспорта (ЛРТ), появление которой обсуждается уже несколько лет, всё-таки построят. Как заявил на недавней отчётной встрече аким Алматы Бауыржан Байбек, в этом году объявят конкурс на выбор подрядчика и начнутся работы по созданию необходимой инфраструктуры.

Несмотря на это, совсем недавно Алматы попал в обзор The Guardian «Один день из жизни задыхающейся планеты», где были представлены фото самых грязных городов мира.

Показания пылемеров в соцсетях ошибочные?

Алматинские активисты-экологи и просто неравнодушные граждане постоянно публикуют в соцсетях показатели своих пылемеров, измеряющих в воздухе количество мелкодисперсных частиц PM2.5 и PM10. Размещённые цифры в постах порой превышают нормы в десятки раз.

Согласно гостребованиям, все пылемеры, показания которых будут иметь официальный статус, должны быть сертифицированы, внесены в Госреестр, а персонал, обслуживающий их, иметь соответствующую аттестацию. Сфера мониторинга состояния окружающей среды в РК монополизирована. Проводить его может только государство.

В РГП «Казгидромет» «Крышу» заверили, что активисты используют неправильные единицы измерения. Так, в Казахстане измерение PM-частиц проводится в миллиграммах (мг) на 1 куб. м. Большинство же частных пылемеров показывают данные в микрограммах (мкг). Один микрограмм равен 0.001 миллиграмма.

Таким образом показания, по словам специалистов госпредприятия, укладываются в среднесуточную норму ПДК PM2.5, которая составляет в РК 0.035 мг/м3. В то же время Всемирная организация здравоохранения рекомендует ПДК PM2.5 в количестве 0.025 мг/м³ в сутки.

Процедуру сертификации и калибровки прошёл известный пылемер BAM-1020 от AUA Group. Напомним, в 2015 году активисты запустили мобильное приложение Almaty Urban Air, в котором каждый алматинец может увидеть уровень превышения ПДК по PM10. Сегодня работы продолжаются, 3 января была опубликована обновлённая версия приложения. Правда, теперь по просьбе медицинского университета им. Асфендиярова (место, где установлен пылемер, — пересечение ул. Толе би и Амангельды) прибор замеряет частицы PM2.5.

По данным Казгидромета, в 2016 году средняя концентрация взвешенных частиц РМ2.5 не превышала среднесуточную и составила 0.02 мг/куб. м. Максимально разовая концентрация фиксировалась в 0.63 мг/куб. м, что является незначительным превышением.

Что делать?

Предложение о развитии в Алматы системы экомаркировки и создании зон с низкими выбросами не так давно высказала менеджер проекта программы развития ООН в РК «Устойчивый транспорт города Алматы» Елена Ерзакович. Инициатива предложена в качестве альтернативы запрету въезда иногороднего транспорта в мегаполис, ущемляющему права граждан по месту их проживания. То есть транспорт будут маркировать в соответствии с его экологическими характеристиками и вводить экологические зоны.
Возможно, это и имел в виду аким города Бауыржан Байбек, заявляя о большой транспортной реформе, которую власти собираются озвучить и обсудить с общественностью в ближайшее время.

Помимо этого периодически на суд общественности выносятся различные авторские проекты по очищению воздуха: от стационарных воздушных фильтров, которые предлагалось устанавливать на перекрёстках, до гигантского акведука на БАКе для промывки воздуха. Большинство из них отбрасываются на этапе разработки из-за отсутствия финансирования или сложности реализации.

В любом случае подобные проекты, а также появление различных общественных организаций, выступающих за чистоту города и спасение природных богатств («Зелёное спасение», AUA Group, «Защитим Кок-Жайляу» и др.) говорят о растущем экосознании граждан. А только в этом случае при системном подходе и сотрудничестве с акиматом можно в действительности чего-то добиться.

Сергей Куратов

председатель экологического общества «Зелёное спасение»

— Необходимо разработать экологическую и градостроительную политику государства, на основе которой будет создана чёткая правовая основа. Если мы хотя бы бегло окинем взглядом мероприятия, проводимые властями для улучшения экологической ситуации в Алматы, то увидим почти полное отсутствие какой-либо рациональной деятельности. Эти «улучшения» можно сравнить с латанием старой лодки: заделываем трещину в одном месте, появляется течь в другом.

Экологические проблемы города остаются не решёнными уже в течение нескольких десятилетий, и пока нет чётких признаков изменения ситуации к лучшему. Только открытие метро, бесспорно, является позитивным изменением.

Чтобы решить проблему, в первую очередь нужно соблюдать права человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Они закреплены в национальном законодательстве и международных конвенциях, ратифицированных Казахстаном.

Проблема в том, что эти права грубо нарушаются и не в последнюю очередь государственными органами, которые обязаны стоять на их защите. Город должен развиваться с учётом интересов людей, а не ради абстрактного экономического роста.

По его словам следует:

1. Строго соблюдать национальное законодательство и международные обязательства, принятые РК.

2. Прекратить расширение территории Алматы.

3. Запретить уплотнённую застройку. Точечную осуществлять строго в соответствии с требованиями законодательства и учётом особых требований к застройке территории города.

4. Запретить застройку водоохранных полос.

5. Запретить строительство в парках, скверах и на особо охраняемых природных территориях.

6. Возвратить все территории, изъятые у Иле-Алатауского национального парка, обратно в его состав.

7. Пересмотреть в сторону ужесточения Правила содержания и защиты зелёных насаждений в Алматы. Разработать и утвердить чёткие инструкции по уходу за зелёными насаждениями.

8. Выделить историческую часть города и придать ей особый юридический статус с целью сохранения архитектурного облика и зелёного фонда мегаполиса. Разработать особые условия для реконструкции и строительства в исторической части города.

9. Развивать электротранспорт, поддерживать велодвижение, отдавать приоритет общественному транспорту, а в исторической части города организовать пешеходные зоны, свободные от машин.

10. Создать эффективный механизм информирования жителей города о состоянии воздушного бассейна, зелёных насаждений, заболеваемости, вызванной загрязнением окружающей среды, о намечающемся строительстве и т. д.

11. Создать эффективный механизм участия общественности в решении вопросов, касающихся окружающей природной среды и развития города.

Асия Тулесова

член рабочей группы по созданию приложения Almaty Urban Air

— Важно повысить информированность людей о проблеме. Пока жители не начнут интересоваться данным вопросом и требовать улучшения ситуации, изменения будут происходить медленно.

Необходим системный подход, городской администрации и жителям города надо понимать, к чему мы стремимся, определить целевые индикаторы развития для города, в том числе по экологии — каким воздухом мы хотим дышать и как этого добиться.

Мы не знаем почему, но в феврале 2015 года были утверждены новые гигиенические нормативы к воздуху населённых пунктов. Изменения коснулись нескольких веществ, включая и формальдегид, среднесуточный норматив которого был ослаблен практически в 3 раза. Новые нормативы начали использоваться с августа того же года, и графики демонстрировали улучшение ряда показателей. Здесь важно понимать, что их абсолютные значения остались прежними, а «улучшение» появилось из-за сниженного норматива.

Елена Ерзакович

менеджер проекта Программы развития ООН в РК «Устойчивый транспорт города Алматы»

— Мы одними из первых совместно с ВОЗ подняли тему мониторинга мелкодисперсных частиц (PM2.5 и PM10), и сейчас эта проблема нашла понимание у населения и разрабатывается общественными организациями. Делают ли власти всё возможное для улучшения экологии Алматы? Не на 100 %. Пока у города не хватает потенциала решать вопросы в комплексе и мало специалистов, которые способны разработанные планы реализовать до конца. Долгое время все средства мегаполиса тратились на автомобилистов, и теперь сложно одномоментно сместить приоритеты и обратить более пристальное внимание на реорганизацию системы ОТ и ограничение автомобильного трафика при том, чтобы не ухудшить ситуацию с мобильностью.

Вадим Ни

председатель Экофорума общественных организаций Казахстана

— Как юрист, я часто сталкиваюсь с нарушением правил обращения с отходами, поскольку так называемые специализированные организации, занимающиеся сбором и вывозом мусора от предприятий и населения, никак не лицензируются. Нередко они выбрасывают отходы вне полигонов. Ещё одна проблема, которая часто возникает в моей практике, это нарушение правил общественного обсуждения, когда информация об оценке воздействия на окружающую среду не получает широкого доступа.

В целом размеры за сверхнормативные вредные выбросы у нас варьируются: для физлиц — 10 МРП, субъектов малого предпринимательства — 30 МРП, среднего — 50 МРП, крупного — в десятикратном размере от ставки, установленной для разных веществ. Штраф за вырубку и повреждение зелёных насаждений составляет: для физлиц — 20 МРП, субъектов малого предпринимательства — 30 МРП, среднего предпринимательства — 40 МРП, крупного предпринимательства — 100 МРП.

Закончить статью хотелось бы мнением одного из наших экспертов, что только системное взаимодействие между властями и общественностью, а также различными госструктурами, работа которых напрямую или смежно связана с качеством воздуха (природоохранные органы, структуры, занимающиеся мониторингом качества воздуха, здравоохранением, транспортом и др.), может способствовать улучшению состояния экологии Алматы.