Некоторое время назад в статье «Пересмотрят ли тариф на отопление?» мы писали о том, что в Алматы решением районного суда были признаны незаконными тарифы на тепловую энергию для потребителей южной столицы, не имеющих общедомовых приборов учёта тепла (ОПУ).

Тогда суд Ауэзовского района г. Алматы решил, что, дифференцируя тариф на тепло в зависимости от наличия или отсутствия ОПУ, монополист применяет дискриминационную методику расчёта, понуждающую потребителей к приобретению и установке ОПУ.

Но городской суд (более высокой инстанции, состоявшийся недавно), не утвердил данное решение. Таким образом, прежние тарифы на отопление для собственников жилья в многоквартирных домах, не установивших ОПУ, остаются в силе.

С подробностями этого процесса наших читателей знакомит начальник юридического отдела Ассоциации КСК г. Алматы Аркадий Александрович Рубцов.

 

Городской суд вынес решение

В соответствии с Приказом департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) по г. Алматы от 06.09.2012 г. за № 109 «Алматинские тепловые сети» ввели в действие дифференцированные тарифы на услуги по снабжению тепловой энергией в зависимости от наличия или отсутствия приборов учёта тепловой энергии. Те потребители, которые не установили ОПУ, платят за отопление больше. В этой связи процедуру установки общедомовых приборов учёта тепла и горячей воды трудно не назвать добровольно-принудительной.

20 июня 2013 года алматинский городской суд отменил решение Ауэзовского районного суда, признавшего незаконными завышенные тарифы для потребителей, не имеющих приборов учёта тепла в г. Алматы. Данное решение суда уже вступило в законную силу.

 

Проблема обсуждается в госорганах

Ассоциация КСК Алматы направила в госорганы предложение о том, чтобы затраты на установку общедомовых приборов учёта тепла в многоквартирных жилых домах (стоимость с установкой которых составляет около 400 000 тенге), их обслуживание (по 8 000 тенге ежемесячно), предусмотренную заводом-изготовителем поверку (один раз в 4 года — 90 000 тенге) и полную их замену (как выработавшие ресурс через каждые 12 лет — вновь по 400 000 тенге за прибор) возложить на монополиста — поставщика тепловой энергии и горячей воды (субъекта естественных монополий) с возмещением затрат потребителями через тариф, представляемый для оплаты за тепло и горячую воду.

О результате рассмотрения этого предложения АРЕМ прислало в Ассоциацию КСК ответ за № 05-10-27/7988 от 04.06.2013 г. В нём, сказано о том, что в настоящее время при Агентстве по регулированию естественных монополий работает рабочая группа, задачей которой является выработка предложений по повышению прозрачности процесса тарифообразования, усилению защиты прав потребителей, исключению норм коррупционного характера, обеспечению систематизации и повышению уровня подзаконных нормативных актов и устранению пробелов и противоречий в законодательстве. Уже проведён анализ 80 нормативных правовых актов (НПА).

По вопросам установки общедомовых приборов учёта тепла (ОПУ) рабочей группой проработаны проблемные аспекты. Сегодня оснащённость общедомовыми приборами учёта тепла составляет 41%. Учитывая стоимость ОПУ, предлагается установку приборов осуществлять за счёт субъекта естественных монополий, а в малых городах за счёт бюджетных средств. Средства, за счёт которых возможна установка приборов учёта, — это средства от перерасчёта в зависимости от фактической температуры наружного воздуха, корректировка инвестпрограмм, средства от дифференциации тарифов в зависимости от наличия приборов учёта, новые инвестпрограммы, средства от неисполнения статей затрат тарифной сметы (альтернатива введению временного компенсирующего тарифа).

При этом для достижения желаемых результатов предлагается внедрить стимулирующие факторы: в рейтингах местных исполнительных органов (акиматов) предусмотреть критерии обеспеченности приборов учёта, ужесточение штрафных санкций за неисполнение обязанности по установке приборов учёта.

В свою очередь, балансодержателем приборов учёта станет субъект естественных монополий, а приборы учёта, находящиеся на балансе потребителя, будут приобретаться субъектом у жителей по остаточной стоимости.

 

Установим ОПУ, что дальше?

Доля многоквартирных домов, имеющих приборы учёта, составляет 41%. В Алматы пункты, где можно заказать установку ОПУ, находятся по месту расположения структурных подразделений ТОО «Алматинские тепловые сети», аналогичную деятельность ведёт филиальная сеть холдинга «Алматы Жылу».

При этом затраты на изготовление тепловой энергии в отопительном сезоне будут распределены неравномерно на всех потребителей. Таким образом, тарифная смета при утверждении платы за тепло на всех одна, но когда приходит время расчёта, потребителей разделяют на тех, кто имеет прибор учёта, и тех, кто его не имеет. В прошедшую зиму алматинцы без приборов учёта заплатили за тепло примерно на 30% дороже.

Давайте задумаемся, что будет, когда ОПУ будут установлены во всех многоквартирных домах, где есть такая техническая возможность? Ведь подобные попытки успешно осуществлялись и ранее, именно с продажей тех же самых приборов учёта тепла. Мало кто помнит, что в Алматы уже ставили такое оборудование, но вот добиться его эксплуатации контролёр-продавец в лице государства так и не смог. В итоге идея заглохла. Где гарантия, что в настоящее время нам продают не то, что через некоторое время не будет ржаветь в подвалах? Кроме того, было бы справедливо, чтобы финансируемые собственниками жилья инвестиционные программы монополистов обернулись для потребителей новыми трассами, модернизированными или вновь построенными станциями, вырабатывающими тепловую и электрическую энергию.

Подготовила к публикации Иветта Шутова