На сегодняшний день существует проблема нехватки компетентных председателей КСК. О том, какие это требования и почему на практике собственники квартир продолжают сталкиваться с низким качеством их управления многоквартирными домами, рассказывает начальник юридического отдела Ассоциации КСК г. Алматы Аркадий Александрович Рубцов.

Требования закона к кандидатуре председателя КСК

На сегодняшний день единственным документом, где оговариваются требования к председателям КСК, является приказ председателя Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства № 215 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к рекомендуемой жилищной инспекцией кандидатуре председателя правления кооператива собственников помещений (квартир)», вступивший в силу летом этого года. Дело в том, что, согласно Закону «О жилищных отношениях», жилищная инспекция имеет право рекомендовать граждан в председатели КСК. Квалификационные требования, содержащиеся в приказе, выглядят чрезмерно завышенными. Рассмотрим их подробнее.

Итак, гражданин только для того, чтобы быть рекомендованным на должность председателя КСК со стороны жилищной инспекции, должен иметь высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности, а также стаж работы на руководящих должностях в организации не менее пяти лет и (или) опыт работы в сфере обслуживания объектов кондоминиума не менее двух лет. По совокупности данных пунктов становится ясно, что, не имея высшего образования, быть рекомендованным в председатели КСК невозможно, хотя на практике специалист, имеющий средне-специальное образование и не занимавший руководящих должностей, может справиться с работой председателя КСК на отлично. Также в требованиях значится, что кандидату на пост председателя КСК желательно иметь степень «Магистр делового администрирования» (МВА) или дополнительное образоване в области управления (менеджмента). В данном случае стоит заметить, что в г. Алматы, например, степень МВА можно получить далеко не во всех ВУЗах, а стоимость такого образования не располагает к продолжению карьеры в КСК.

Ещё председатель должен знать действующее законодательство Республики Казахстан — Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, законы «О жилищных отношениях», «О естественных монополиях и регулируемых рынках», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые постановлением правительства № 1822, Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума, утверждённые постановлением правительства № 1421, а также иные нормативно-технические документы в сфере управления объектом кондоминиума. Кроме этого, кандидат в председатели обязан «иметь навыки оперативного принятия и реализации управленческих решений, планирования работы и контроля, ведения деловых переговоров, публичных выступлений, анализа и прогнозирования последствий принимаемых управленческих решений, организации работы по взаимодействию с государственными органами и поставщиками коммунальных услуг, практического применения нормативных правовых актов, разработки организационно- распорядительных документов, работы со служебными документами, владения компьютерной и другой организационной техникой».

По прочтению данных пунктов требований, предъявляемых к рядовому домоуправу, можно подумать, что наше жилищно-коммунальное хозяйство уже давно догнало и перегнало самые передовые страны, ибо только у нас требуется такая высокая квалификация от человека, который на деле управляет техническим персоналом, обслуживающим многоквартирный дом — дворниками, сантехниками. Согласитесь, что гражданин РК, знающий и умеющий управляться с таким огромным перечнем нормативно-правовых актов, найдёт себе другую работу. Процесс изучения такого длинного перечня законов и кодексов требует длительного времени и труда. Такие усилия не компенсируются заработной платой председателя КСК.

Проблема глазами юриста: планка завышена — результат прежний

Между тем по программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства в РК на 2011-2020 годы предполагается, что каждый многоквартирный дом должен получить своего персонального председателя КСК, который будет эффективно управлять общедомовым имуществом собственников квартир. В данной программе также заложено, что наряду с председателем КСК домом может управлять и профессиональная сервисная компания. Вот только перечень квалификационных требований, предъявляемый к сервисным компаниям, до сих пор не утверждён. Сможет ли наше государство подготовить такое огромное количество высококлассных специалистов, остаётся только гадать. Таким образом, работа по созданию профессионального корпуса управленцев в сфере КСК тормозится из-за завышенных требований.

 

Подготовила к публикации Иветта Шутова