Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) недавно рассмотрело результаты анализа республиканского рынка по установке, техническому обслуживанию и ремонту домофонов. Было признано, что в ситуации на рынке этих услуг сегодня усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Нарушение прав потребителей

Действия субъектов домофонного рынка в части установления и поддержания цен в городах Алматы, Астана признаны согласованными. АЗК отмечает, что обслуживающие организации пользуются незнанием потребителями законодательства и зачастую ущемляют их права. Выявлены случаи навязывания заключения договора на техобслуживание при заключении договора на установку домофонной системы. Кроме того, с квартир, изначально отказавшихся от установки домофона, но позднее согласившихся на его установку, взималась такая же сумма, как и с жильцов, согласившихся на установку домофона своевременно. В данном случае стоимость установки домофона должна исчисляться без учёта уже понесённых затрат и составлять меньшую сумму — только за квартирное переговорное устройство и ключи.

Неправомерным также считают в АЗК навязывание покупки ключа при установке домофонной системы, в то время как жильцы могут наряду с электронным ключом открывать дверь с помощью кода. Домофон поставляется с кодовой таблицей, в которой указан четырёхзначный код (свой для каждой квартиры). Таким образом, достаточно прописать индивидуальные коды доступа. Также жильцы имеют возможность приобретать универсальные ключи к домофонам. Их стоимость на рынке на порядок ниже ключей некоторых домофонных компаний.

 

Домофоны только в пользование?

Нарушением названо выставление счёта за установку домофона, включающего расходы по приобретению домофонного оборудования, в то время как сам домофон передаётся жильцам только в пользование, а не в собственность. Данное обстоятельство ограничивает возможность перехода на техническое обслуживание в другую компанию после установки домофона. В АЗК считают неправомерным включение расходов по электроэнергии на содержание домофонного оборудования в общедомовые нужды и их оплату жильцами подъездов, в то время как зачастую оборудование находится в собственности домофонной компании. Следующее нарушение — взимание платы за техобслуживание и ремонт домофонной системы без учёта гарантийного срока завода-производителя на домофонное оборудование. При этом в первый год техобслуживание должно оказываться бесплатно, без взимания абонентской платы. По истечении срока гарантийного обслуживания домофонная компания может предложить жильцам заключение дополнительных договоров на дальнейшее техническое сопровождение домофонной системы.

 

Установка — по решению собрания жильцов

Решение вопросов по заключению договоров, определение порядка проведения работ, порядка оплаты осуществляется собранием собственников квартир. Принятие решения об установке домофона отдельными жильцами подъезда, а не коллегиально (в случае если отсутствует протокол собрания собственников квартир) является нарушением Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях». Домофонная система в подъезде должна устанавливаться только в том случае, если согласно большинство жильцов (51%). Коллективная ответственность за домофон недопустима, учитывая, что договор на техническое обслуживание домофонной системы заключается с собственниками квартир в индивидуальном порядке. Поэтому отказ домофонной компании от исполнения своих обязательств по обслуживанию домофонной системы, в случае если 40% жильцов подъезда не оплачивают услуги по обслуживанию подъездного домофона, является нарушением.

В случае исправной работы домофона (без поломок) в течение месяца и непроведения профилактического осмотра взимание домофонными компаниями ежемесячной абонентской платы за техническое обслуживание не-обоснованно. Часто компании не проводят ежемесячного технического обслуживания, а также отсутствует контроль со стороны жильцов за проведением ежемесячного/ежеквартального профилактического осмотра. По результатам анализа Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции приняло решение о начале рассмотрения нарушений антимонопольного законодательства. При нарушениях своих прав потребители должны обращаться в суд.

Стоимость услуги по оснащению подъезда домофоном составляет в среднем 80 тыс. тенге, от 3.5 до 25 тыс. тенге с квартиры, в зависимости от числа согласившихся.

 

Подготовила Иветта Шутова по информации azk.gov.kz