Казахстанцам предстоит осваиваться с получением в электронном виде справок и документов для оформления недвижимости. И это не вопрос дополнительных возможностей, а государственная политика, направленная на упрощение процедур и одновременно на усиление контроля за законностью сделок с жильём.

Подробнее об этом рассказал заместитель председателя комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции РК Олжас Бектенов в ходе круглого стола «Развитие электронных услуг на портале электронного правительства».

 

Новый алгоритм регистрации недвижимости

Министерство юстиции РК собирается упростить со следующего года оформление права собственности на жильё, а именно сделать регистрацию недвижимости полностью электронной. Для этого до конца 2011 года намечено внести соответствующие поправки в законодательство, утвердив их в парламенте. Сегодня при заключении сделки с недвижимостью продавец и покупатель вначале заказывают справку о том, что недвижимость не состоит в залоге или под арестом. Затем, если в справке всё нормально, стороны идут к нотариусу. Нотариус эту сделку заверяет. После этого покупатель со всем пакетом документов обращается в ЦОН, откуда эти документы поступают в департамент юстиции, где есть определённые сроки рассмотрения.

В результате недвижимость регистрируют, а если что-то не так, следует отказ. Это довольно длительный процесс. В случае электронной регистрации при заверении договора купли-продажи недвижимости у нотариуса электронное извещение о сделке будет автоматически поступать в орган юстиции через систему «е-нотариат», и с этого момента право нового собственника будет считаться зарегистрированным. Обратно на электронный адрес нотариусу и покупателю приходит электронное извещение, что с сегодняшнего дня такой-то является собственником жилья.

То есть информация будет передаваться напрямую из нотариальной системы в орган юстиции. Это будет сделано путём объединения уже действующей единой нотариальной информационной системы (к которой в обязательном порядке подключены сегодня все нотариусы во всех регионах республики) с базой данных «Регистр недвижимости» Минюста. Нотариус сразу увидит в компьютере в базе данных этот объект недвижимости, узнает о залоге, аресте. Если всё в порядке, он заверит договор.

 

Полностью электронные справки

Уже есть ряд справок по недвижимости, которые можно получить только в электронном виде. Начиная с 17 мая 2010 года исключительно в электронной форме (распечатка электронного документа) выдаются:

  • справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках;
  • справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества.

Для получения этих электронных справок обращаются в ЦОН по месту жительства, или всё можно оформить с компьютера на портале электронного правительства (www.e.gov.kz). Данные электронные справки выдаются в ЦОНе за 30 минут, а обычные приходилось ждать в течение одного рабочего дня.

 

Почему необходим е-формат?

Внедрение электронных услуг в оформлении недвижимости приведёт к упрощению получения нужных документов. Для е-регистрации уже созданы технические условия — государственные базы данных физических лиц, регистр недвижимости. Следующим этапом станет массовое внедрение е-регистрации с 2012 года. Граждане привыкли получать документ на бланке с гербовой печатью, с подписью, хотя уже давно электронный документ юридически приравнен к обычному документу. Обычную справку подделать проще, такие случаи есть. А электронную справку и код на ней подделать нельзя. У каждой справки будет также электронный номер, и любое заинтересованное лицо может через Интернет на портале электронного правительства её проверить.

 

Государственные услуги по недвижимости

 

Подготовила Иветта Шутова по материалам bnews.kz, e.gov.kz , prodengi.kz