По какой стоимости легализовать свое имущество? Это, наверно, самый главный вопрос, волнующий граждан – субъектов легализации. Не единожды СМИ освещали положения Закона «Об амнистии в связи с легализацией имущества», в которых прописано, что «субъекты легализации самостоятельно определяют стоимость легализуемого имущества» (при оценке более сложных объектов недвижимости за ними, конечно, остается право обращения к независимым оценочным организациям).

Несмотря на это, граждане остерегаются прибегать к легализации. И причина здесь двояка: с одной стороны, казахстанцы боятся «неприлично» занижать стоимость легализуемого имущества и тем самым платить меньший 10%-ый сбор, вполне логично полагая, что по нереально низкой цене недвижимость государством легализована не будет. С другой стороны, если заявлять истинную рыночную стоимость объекта легализации, то придется выкладывать 10% от ее стоимости, а зачастую это огромные деньги, расставаться с которыми граждане не хотят. Так что же делать? Казахстанцам нужно понять, какую реальную пользу несет в себе данный закон лично для каждого.

Закон позволяет легализовать имущество по той стоимости, которую заявит субъект легализации, и комиссия не должна отказать по причине заниженной оценки. Вообще-то, изначально сбор за легализацию имущества не планировался как таковой, лишь впоследствии было предложено производить взимание обязательного сбора за легализацию в размере утвержденных 10% от стоимости. Перекладывать задачу оценки легализуемого имущества на плечи каких-то определенных организаций значило бы замедлить процесс легализации еще на очень долгий срок. Поэтому было принято решение о том, чтобы субъекты легализации сами определяли стоимость, по которой имущество будет легализовано. Граждане должны в первую очередь иметь в виду, что главной задачей данного закона является не сиюминутный доход от проведения легализации, а вовлечение в легальный оборот сокрытого от налогообложения имущества. А это выгодно и государству, и гражданам, т.к, если в будущем субъект легализации будет производить какие-то действия с данным имуществом (например, сдавать в аренду), все его доходы будут задекларированы и, следовательно, вовлечены в легальный экономический оборот, а госбюджет в свою очередь будет пополняться налогами с данной недвижимости.

Насчет стоимости имущества, предъявляемого к легализации. Как уже говорилось, субъекты легализации самостоятельно определяют стоимость имущества. Однако надо учитывать, что в будущем при возможной купле-продаже объекта, стоимость которого была намного занижена при легализации, придется уплачивать подоходный налог за разницу в цене, причем по действующей на тот момент ставке. Что касается юридических лиц, легализующих движимое и недвижимое имущество, то помимо налогов нужно учесть, что на баланс предприятия данное имущество будет поставлено по той же низкой цене, которая заявлена субъектом, и соответственно при начислении амортизации сумма вычетов будет меньше.

Кроме того, нужно иметь в виду, что в стране планируется введение постоянного финансового мониторинга. Мажилисом Парламента рассматривается законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», т.е. будут отслеживаться все крупные денежные потоки, выявляться денежные средства за границей, капитал в оффшорных зонах и т.д.

Налоговыми органами в автоматическом режиме будут охвачены сквозным камеральным контролем все отчетности и выявляться все операции незаконного обналичивания денежных средств, что влечет доначисление корпоративного подоходного налога (30%) и налога на добавленную стоимость (15%), а также административную и уголовную ответственность. А сейчас государство дает возможность всем самостоятельно легализовать такое имущество, официально объявить свои права, возможность использовать их в легальной предпринимательской деятельности. Если мы хотим построить демократическое и правовое государство, у нас все должно быть открытым и легальным.

Начальник Управления налогового администрирования
Налогового комитета по г. Алматы
ИНКЕРБАЕВ Жайдар Дабырович




(Прим. ред.) В редакцию газеты «Крыша» поступает очень много вопросов о легализации строений, возведенных на землях общего пользования.

Как отвечает на подобные вопросы аким города Алматы г-н И. Тасмагамбетов, «всем тем алматинцам, которые незаконно осуществили строительство и пристройки к своим домам, перепланировку квартир, офисов, цехов и т.д., государство дало уникальный шанс узаконить все это. Конечно, каждый отдельный случай будет рассматриваться персонально. К примеру, если ваша пристройка сейсмобезопасна, отвечает СНиПам и архитектурному стилю, то у вас проблем не возникнет. Если же вы обосновались на землях общего пользования или с захватом чужой собственности, то извините, но такое сооружение узаконить нельзя. Комиссии по легализации в соответствии с Законом «Об амнистии в связи с легализацией имущества» были нами созданы в каждом районе и уже приступили к работе».

Перечень и адреса комиссий по легализации имущества

Данные комиссии принимают заявления на легализацию недвижимого имущества, находящегося исключительно на территории Республики Казахстан, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством.

Комиссия Алмалинского района
пр.Абылай хана, 74а, каб. 202, тел. 61-24-67 Абижанов Т.Ж. Кушкалиев А.С.

Комиссия Ауэзовского района
пр.Алтынсарина, 23, каб.102, тел. 98-28-48 Айткасимов И.К. Омарова С.Г.

Комиссия Бостандыкского района
ул.Айманова, 191, каб.312, тел. 74-98-82 Жандыбаев С.Д. Кабышев Т.Н.

Комиссия Жетысуского района
пр.Жибек жолы, 115 каб. 41, тел. 79-29-96 Билисбеков Ш.Ш. Рахманбердиев Д.М.

Комиссия Медеуского района
ул.Пушкина, 72, каб.411, тел. 91-73-01 Оспанов Е.С. Зейнуллин Д.А.

Комиссия Турксибского района
ул.Шолохова, 9, каб. 305, тел. 35-67-40 Разаков Т.К. Наржанов Н.Б.