В прошлом номере газеты «Крыша» мы писали об основных проблемах, связанных с эксплуатацией жилого фонда в настоящее время. Сегодня мы расскажем о системных преобразованиях жилищно-коммунальной сферы Казахстана, которые должны будут изменить сложившуюся в этой области ситуацию.

Системные преобразования жилищно-коммунальной сферы Казахстана будут заключаться в следующем: каждый объект кондоминиума (один многоквартирный дом) должен будет управляться своим органом управления.

В настоящее время общее количество многоквартирных жилых домов в областных центрах и городах Астана и Алматы составляет 51 353 здания. Из них форму управления «один дом – один кондоминиум – один орган управления объектом кондоминиума» имеют всего лишь 4 535 домов.

При форме «один дом – один кондоминиум – один орган управления» открывается отдельный банковский счет, на который должны перечисляться взносы (платежи) собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества. Орган управления именно этого объекта кондоминиума будет иметь банковский счет на управляемый объект кондоминиума (включая жилой дом, придомовую территорию со строениями, инженерными сетями и иными объектами инфраструктуры, расположенными в пределах ее границ), на который перечисляются деньги жильцов для строгого целевого использования только на нужды их дома.

Предполагается, что орган управления объектом кондоминиума сможет открывать два вида банковских счетов: текущий и сберегательный.

Деньги текущего счета будут направляться на общие расходы по эксплуатации общего имущества объекта кондоминиума. Деньги сберегательного счета будут направляться на ремонт общего имущества объекта кондоминиума.

При этом одним из самых существенных моментов при открытии органами управления (управляющими) объектом кондоминиума банковского сберегательного счета будет являться норма, которая предполагает, что только сами собственники помещений будут решать на общем собрании вопрос о размере ежемесячного взноса.

Вопрос выбора органа для управления объектом кондоминиума должен будет все-таки решаться собственниками квартир на общем собрании.

Юридическая сторона этого вопроса заключается в том, что, для того чтобы иметь свой банковский счет, заключать договоры с управленческими фирмами, коммунальными службами или строительными компаниями и использовать свои юридические права в спорах с отдельными владельцами, а также третьими сторонами, орган управления объектом кондоминиума может быть юридическим лицом, а точнее, некоммерческим юридическим лицом.

В свою очередь государство не будет стоять в стороне и будет участвовать в дальнейшем развитии жилищно-коммунальной сферы и обновлении жилищного фонда в виде осуществления финансирования за счет средств местного бюджета, жилищной помощи малообеспеченным гражданам.

Предполагается, что предоставление жилищной помощи будет происходить поэтапно. То есть компенсация (жилищная помощь) будет выделяться поочередно на отдельные виды капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума в следующей очередности:
- фундамент, наружные стены и несущие конструкции;
- кровля;
- лестницы (площадки, марши) и внутренние стены;
- лифты;
- инженерные коммуникации и оборудование;
- прочие (подъездные двери, фрамуги и т.п.).
Причем очередность проведения отдельных видов капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума устанавливается собственниками квартир на общем собрании.

В ближайшее время местные исполнительные органы должны провести широкомасштабную организационно-информационную и пропагандистскую работу с использованием средств массовой информации, организацией семинаров и лекций с целью разъяснения действующего законодательства в сфере жилищных отношений.

Информационно-разъяснительная и пропагандистская работа с жителями будет проводиться в несколько этапов.

В первую очередь местные исполнительные органы будут организовывать проведение общих сходов жителей в каждом многоквартирном доме с целью разъяснения действующего законодательства и выбора жильцами каждого дома одной из форм управления объектом кондоминиума, определенной законодательством РК.

Во вторую очередь местные исполнительные органы будут организовывать обучение и переобучение профессиональных менеджеров по управлению объектом кондоминиума. При этом в полной мере должны будут использоваться средства местных бюджетов, направляемые на повышение занятости населения, – организацию профессионального обучения.

В третью очередь местные исполнительные органы будут организовывать массовый правовой всеобуч населения по разъяснению законодательства о жилищных отношениях.

Необходимо, чтобы сам орган управления объектом кондоминиума знал жилищное законодательство и через общее собрание собственников квартир проводил решения по:
- выбору органа управления объектом кондоминиума или физического управляющего;
- своевременной регистрации объекта кондоминиума как единого комплекса;
- организации и обеспечению доставки коммунальных услуг, инженерному жизнеобеспечению от точки границы дома до каждой квартиры (помещения) потребителей этих услуг;
- утверждению финансового отчета за прошедший отчетный период;
- утверждению сметы на содержание дома в предстоящий период;
- заимствованию средств (при необходимости);
- разъяснению каждому жильцу (собственнику, доверенному лицу собственника, нанимателю, арендатору) норм законодательства, его прав, обязанностей и ответственности.

Для улучшения качества оказываемых коммунальных услуг, повышения степени оснащенности потребителей приборами учета, а также снижения уровня износа внутридомовых сетей и коммуникаций предполагается провести ряд мероприятий. В соответствии с законодательством Республики Казахстан субъекты естественных монополий (поставщики электричества, газа, воды и т.п.) обязаны заключать в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Республики Казахстан, договоры индивидуально с каждым потребителем на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ).

Вместе с тем поставка услуг индивидуальному потребителю, проживающему в многоквартирном доме, производится по общедомовым сетям и коммуникациям, которые не входят в границы эксплуатационной ответственности ни поставщика услуг, ни индивидуального потребителя. Ответственность за содержание указанных сетей и коммуникаций возложена на орган управления объектом кондоминиума, однако этот орган управления не участвует в договорных отношениях на поставку услуг.

Реализация всех вышеуказанных реформ потребует немалых средств из государственного бюджета. Из средств республиканского бюджета государство затратит в 2007 году на организацию разъяснения и пропаганду программы в средствах массовой информации 31.7 млн тенге.

Подготовил Бахыт КАСЫМБЕКОВ.
Фото Фархата ШАМШИДИНОВА